Последовательность работы с клиентом (в несколько сокращенном и схематическом виде)
1. Клиенту говорят: «Представьте себе то, что вы хотели бы изменить в своем поведении». (Например, не испытывать чувства страха в присутствии начальника.)
2. Клиенту говорят: «Какой ресурс был бы вам тогда нужен, чтобы правильно отреагировать на ситуацию?» (Большая уверенность, большая напористость, большее доверие, большая забота - любой внутренний ресурс.)
3. Клиенту говорят: «Выберите из своих наличных ресурсов такой, который позволил бы вам тогда получить совершенно иной опыт». Как только клиент в полной мере воспроизводит в сознании состояние, которое он хочет изменить, психолог в этот момент слегка касается левого плеча клиента. Теперь прикосновение связано с переживанием методом прямого обусловливания. Прикосновение в данном случае якорь - кинестетический якорь. В следующий раз прикосновение должно привести к воспроизведению связанного с ним состояния.
4. Синхронизация с будущим, наведение моста - процесс, связывающий новую реакцию с соответствующими условиями. Клиента спрашивают: «Что будет первым сигналом, который вы увидите, услышите или почувствуете и который позволит вам понять, что вы находитесь в тех условиях, в которых хотите по-новому отреагировать на ситуацию?» Клиент может ответить: «Это внешний вид одного человека». Психолог говорит ему: «Попробуйте воспроизвести сейчас в сознании этот образ». Заметив по невербальным реакциям клиента, что это достигнуто, психолог слегка касается левого плеча клиента. Подобного рода тренировки могут повторяться по несколько раз. Цель: связать тревожный сигнал (например, внешний вид некоторого человека) с определенным ресурсом, который может помочь конструктивно справиться с ситуацией, методом прямого обусловливания.
|
|