Принципиальная схема бурения скважин электробуром, спускаемым на бурильной колонне, показана на рис. 4.32.
При бурении электробуром долото получает вращающий момент от вала электродвигателя. Электроэнергия подводится к электробуру по кабелю, расположенному внутри бурильной колонны, составленной из бурильных труб с высаженными наружу концами. Поскольку во время спускоподъемных операций бурильная колонна разъединяется на свечи, приходится кабель токоподвода монтировать отдельными отрезками внутри бурильных труб. Принципиальная схема устройства электробура с маслонаполненным шпинделем приведена на рис. 4.33.
Электробур состоит из двух основных узлов - электродвигателя и маслонаполненного шпинделя. Промывочная жидкость из бурильной колонны поступает в верхний переводник 13 и, пройдя между лубрикаторами 24 и 25 внутри корпуса лубрикаторов 12, попадает внутрь полого вала электробура 1 и далее к долоту. Выйдя из отверстий в долоте, промывочная жидкость, как и при роторном и турбинном способах бурения, подхватывает обломки выбуренной породы и по затрубному пространству поднимает их на поверхность.
В целях защиты электродвигателя от влаги внутренняя полость их заполняется маслом под воздействием поршня лубрикатора 15, на который действует промывочная жидкость и сжатая пружина лубрикатора.
Полый вал электродвигателя 1 соединяется с полым валом шпинделя 29 при помощи зубчатой соединительной муфты 27. При подаче электроэнергии и обмотку статора погружного acинxpoннoгo электродвигателя его полый вал начинает вращаться, а, следовательно, вращается полый вал шпинделя и долото.
В России созданы и применяются в зависимости от условий проходки электробуры диаметром 250, 215 и 170 мм для бурения долотами диаметром соответственно 295, 243 и 19 мм отдельными отрезками внутри бурильных труб.