Содержание программы по изобразительному искусству
| п/н | Название темы | Кол-во часов | Содержание изучаемого материала темы | Универсальные учебные действия |
| 1. | Форма | 9 часов | Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д. | 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания; 2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); 3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; 4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; 6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); |
| 2. | Цвет | 7 часов | С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное) | 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой); 2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.); |
| 3. | Композиция | 9 часов | Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий. | 1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); 4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома |
| 4. | Фантазия | 8 часов | Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др. | 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение; 2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); 3. Выполнять простые по композиции аппликации. |
Календарно- тематическое планирование
| п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | часов | Т ип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты. Ученик научится | Отслеживание результатов |
| Форма | Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. | Комбинированный | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. | Правилам работы с акварельными красками. Работать кистью и акварельными красками. | Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности. Формирование мотивации к деятельности | ||
| Форма | Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру. | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. | Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. | Умение самостоятельно работать по образцу. Освоение способов творческого и поискового характера | ||
| Форма | Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму. | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. | Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. | Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета. Умение организовать рабочее место, работать красками. | ||
| Форма | Рисование осенних листьев различно формы. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир, Овладение навыками технического исполнения рисунка. | ||
| Форма | Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. | Комбинированный | Освоение основ декоративно – прикладного искусства. | Приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. | Формулирование познавательной цели,развитие эстетических чувств,доброже-лательностии эмоционально-нравственной отзывчивости. | ||
| Форма | Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя. | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор | Элементам узора Хохломы. Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов. | Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия. | ||
| Форма | Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи(клоун, принцесса, богатырь) | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей деятельности. | ||
| Форма | Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела. | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки. | Правилам работы с пластилином. Лепить животных по памяти и по представлению. | Умение работать самостоятельно. Овладение элементарными практическими умениями в скульптуре. | ||
| Форма | Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать сосуду название. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве. | ||
| Цвет | Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы. | ||
| Цвет | Создание зимнего пейзажа. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Правилам работы с акварелью. Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы | ||
| Цвет | Изображение Весны- Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года. | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам и технике выполнения орнамента. Выделять элементы узора в народной вышивке. | Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы | ||
| Цвет | Рисование картины «Моё лето» | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Последовательно наклеивать элементы композиции. | Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы | ||
| Цвет | Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе. | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы | ||
| Цвет | Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Элементарным правилам работы с гуашью. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
| Цвет | Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки. | Правилам работы с пластилином. Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
| Композиция | Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане….» | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Понятию «иллюстрация» Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги | ||
| Композиция | Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы. | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Понятию «иллюстрация» Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | ||
| Композиция | Рисование одного из эпизодов русской народной сказки «Теремок» | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях | ||
| Композиция | Помоги Деду Морозу украсить окно снежинками. | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. | ||
| Композиция | Придумать разный узор по кругу для 3-х тарелок. | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развитие воображения и фантазии. | ||
| Композиция | Аппликация. Собрать из геометрических фигур «Сказочный дворец» | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна. | Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи. Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развитие воображения и фантазии | ||
| Композиция | Рисование волшебной паутины, которую сплёл паук. | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов | Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии | ||
| Фантазия | Придумать свою сказку и изобразить её в нескольких картинах.(групповая работа) | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи | Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии | ||
| Фантазия | Придумать необычную шляпу для сказочного героя. | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата. | ||
| Фантазия | Придумать узор для калейдоскопа. | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | |||
| Фантазия | Рисование волшебного листа, который остался на дереве зимой и украшение его. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе. | ||
| Фантазия | Придумать и нарисовать сказочную рыбу. Форма, цвет, оперение должны быть необычными. | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К, Юон. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства | ||
| Фантазия | Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа. | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин. | Особенностям работы с пластилином, правилам лепки. Лепить птиц по памяти и представлению. | Выбор способов решения поставленной задачи. Формирование основ эстетического отношения к миру. | ||
| Фантазия | Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя. | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки. | Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата. | ||
| Фантазия | Придумать и нарисовать планету-яблоко и фантастический мир на ней(групповая работа) | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии | ||
| Фантазия | Нарисовать волшебную музыку ветра. | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. | Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе. | ||
| Фантазия | Итоговый урок. Как я хочу провести летние каникулы. | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов аппликация | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Составлять композицию, последовательно её выполнять. | Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе. |






