Проблемы и перспективы сертификации программных средств информационных технологий в образовании

Информатизация общества в значительной степени должна базироваться на целенаправленной деятельности всех групп населения по освоению новых информационных технологий. При этом особый акцент должен быть сделан на внедрении этих технологий в образовательные структуры (дошкольные учреждения, школы, средние специальные учебные заведения, ВУЗы и послевузовское образование).

В России за последние пять-семь лет достигнут заметный прогресс в области обеспечения различных сфер информатизации современным телекоммуникационным и сетевым оборудованием. Однако положительный эффект при этом часто снижается из-за некачественного программного обеспечения, а также применения "пиратских версий" последнего.

Работа на некачественных программных продуктах приводит к "неполноценности" создаваемых на их основе баз данных, информационных систем, предметных приложений и т.д. Актуальна проблема качества программного обеспечения и для образовательной сферы, в различных областях которой в массовом порядке используются программные средства, имеющие в большинстве случаев предметно-ориентированный характер и для создания которых остро необходимы лицензионные инструментальные средства.

В связи с этим в целях регулирования рынка программных средств в России начаты работы по созданию системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования. Эта система должна способствовать повышению качества как отечественных, так и импортируемых программных продуктов, в особенности их русифицированных версий, доля которых на российском рынке интенсивно растет.

Реальным шагом для развития работ по сертификации информационных программных средств учебного назначения (ИПС УН) явилось издание Миноб-разованием России приказа от 28 мая 1997 года № 1038 "О назначении головных организаций для разработки согласованной политики в области сертификации и закрепления функций головного научно-методического центра по сертификации ИПС УН". В соответствии с этим приказом в системе Минобразования России назначены две головные организации для разработки согласованной политики в области сертификации ИПС УН для общего и профессионального образования:

  • Московский государственный технологический университет "Станкин";
  • Институт информатизации образования.

В целях координации работ в системе Минобразования России на базе Московского Специализированного центра НИТ МГТУ "Станкин" (СЦ НИТ) создан Головной научно-методический центр по сертификации ИПС УН.

В рамках программы "Развитие системы общего и профессионального образования России на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов" в 1997 году СЦ НИТ проведены работы по направлению "Сертификация информационно-программных средств учебного назначения", которые позволили:

  • заложить основу и предпосылки отраслевой независимой системы сертификации ИПС УН, включая аккредитацию в рамках системы РОСИНФОСЕРТ органа по сертификации (на базе МГТУ "Станкин") и испытательных лабораторий (на базе СЦ НИТ МГТУ "Станкин" и Воронежского областного центра НИТ);
  • подготовить нормативно-правовую основу для проведения испытаний ИПС УН и провести полный цикл сертификации учебного программного средства "Цифровой конструктор";
  • разработать проект структуры Отраслевой независимой системы сертификации средств информационных технологий, ориентированной на аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;
  • создать информационный Web-сервер по проблемам сертификации ИПС УН, доступный для широкого круга заинтересованных специалистов и студентов;
  • осветить актуальные проблемы сертификации ИПС УН в научно-технических журналах.

Отраслевая система сертификации средств информационных технологий в сфере образования (Отраслевая система) - предполагает создание в рамках Минобразования России (на базе ВУЗов, научно-исследовательских учреждений, центров НИТ и региональных центров информатизации) региональной сети Испытательных лабораторий и Органов сертификации, аккредитованных в различных ведомственных и вневедомственных системах сертификации и обеспечивающих всестороннюю сертификацию используемых в сфере образования средств информационных технологий, к которым, в первую очередь, относятся:

  • телекоммуникации, сетевое оборудование;
  • серверы и персональные компьютеры;
  • мультимедийное и периферийное оборудование;
  • операционные системы;

текстовые и графические редакторы:

  • СУБД;
  • инструментальные средства разработки;
  • специализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.);
  • средства обеспечения информационной безопасности.

Целью создания Отраслевой системы сертификации является проведение единой политики в области информатизации в части эффективного применения качественных средств информационных технологий в сфере образования, основываясь на системном учете требований стандартов (международных, государственных и отраслевых) и проведении объективной и независимой оценки потребительских свойств отдельных компонентов и информационных технологий как целостной системы.

В аспекте развития Отраслевой системы сертификации необходимо решение следующих перспективных задач:

(1) разработка и реализация отраслевой политики стандартизации и сертификации образовательных информационных технологий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и качества образования;

(2) разработка и внедрение отраслевых стандартов и нормативной базы для системной сертификации средств информационных технологий в сфере образования;

(3) развитие региональной сети испытательных лабораторий и органов по сертификации с аккредитацией и лицензированием их деятельности, а также организация региональных учебно-научных центров, ориентированных на деятельность в области стандартизации, сертификации и консультационных услуг;

(4) целенаправленная подготовка кадров для обеспечения потребностей Отраслевой системы сертификации;

(5) развитие материальной базы, включая программно-аппаратные комплексы для проведения испытаний и сертификации основных средств информационных технологий;

(6) проведение мониторинга для организации тестовых испытаний и ведение отраслевого реестра сертифицированных средств информационных технологий, включая ведение учета распределенных баз данных на Web-серверах и организацию работ в режиме виртуальной корпорации;

(7) привлечение внимания научно-педагогической общественности к проблемам сертификации путем проведения выставок, конференций, круглых столов, научных публикаций и др.

Принципы сертификации. В соответствии с действующим законодательством РФ под сертификацией понимается действие третьей стороны, независимой от производителя и потребителя продукции, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) или другому нормативному документу.

В основе сертификации лежат испытания (тестирование), т.е. совокупность технических процедур, позволяющих адекватно определить заявленную характеристику объекта сертификации.

По результатам испытаний может быть оформлен сертификат соответствия или заключение о несоответствии сертифицируемой продукции установленным требованиям. Сертификат является документом, выданным в соответствии с правилами Системы сертификации и удостоверяющим, что программный продукт соответствует установленным требованиям.

В ходе сертификации должен быть решен целый ряд наиболее общих задач оценки качества программного обеспечения. Во-первых, должна быть установлена полнота исходных данных и параметров, описываемых в технической и сопроводительной документации. Во-вторых, необходимо обеспечить применение стандартных (аттестованных) методик испытаний или разработку специальных методик, учитывающих особенности конкретного продукта. В- третьих, задачей является также проведение испытаний и оценки достоверности их результатов. В-четвертых, заключительной задачей является обобщение результатов испытаний и получение окончательной оценки показателей качества сертифицируемого программного продукта.

Необходимость сертификации программного обеспечения определяет заказчик и отражает это в договоре на поставку продукции. Рыночные отношения заставляют использовать механизм независимой оценки качества программного обеспечения. В этом случае добровольная сертификация может проводиться по заявке разработчика.

Особенно эффективна сертификация для программ массового пользования, выпускаемых большими тиражами, т.к. в этом случае резко снижаются издержки, вызванные претензиями потребителей. Вместе с тем результаты сертификации должны окупать затраты на ее проведение, поэтому перед проведением сертификации необходима детальная экономическая оценка.

Методические основы испытаний и сертификации представляют собой систему научно обоснованных процедур, объединенных в единый технологический процесс, на каждом этапе которого разрабатываются документы, отражающие состояние и качество испытываемого программного продукта.

Технологический процесс испытаний и сертификации поддерживается, как правило, достаточно эффективными инструментальными пакетами для автоматизации испытаний и методиками оценки качества. Испытания уникального программного обеспечения для целей сертификации требуют предварительных исследований как в системной, так и в предметной областях, поэтому в таких случаях требуется более высокий уровень формализации и документального оформления всех условий и результатов, чем при обычных испытаниях.

Программные средства учебного назначения. В настоящее время в сфере образования накоплено значительное число программных средств, широко применяемых на всех этапах обучения. В большинстве случаев предметно-содержательная часть этих программ является достаточно эффективной. В то же время такие важные элементы, как графический интерфейс, далеко не всегда соответствуют современным требованиям, что снижает качество обучения. Кроме того, отсутствие единого подхода и единых требований к системному оформлению учебного программного обеспечения, разработанного в одном из ВУЗов, делает затруднительным или невозможным его использование в других учебных заведениях.

Сертификация программных средств телекоммуникации является в достаточной степени обособленной задачей, теснейшим образом связанной с аппаратной частью. Первоначальные затраты на сертификацию этих средств должны нести как разработчик программного обеспечения, так и его потребители, поэтому затраты на испытания и сертификацию должны включаться в продажную стоимость программного обеспечения.

При создании программного продукта массового применения, особенно требующего длительного сопровождения, необходимо более тесное взаимодействие между разработчиком и органом по сертификации. Могут, в частности, заключаться долгосрочные соглашения, регламентирующие периодические испытания и предоставление оперативной информации об обнаруженных ошибках или дефектах с учетом претензий пользователей. В процессе сопровождения программного продукта, например, при его модернизации, разработчик может вносить изменения, которые могут повлечь за собой новые ошибки Поэтому необходимо непрерывное отслеживание органом по сертификации изменений в программном обеспечении информационных технологий.

В России в качестве основы для национальной системы сертификации продукции принята Система ГОСТ Р, документы которой регламентируют лишь общие требования к продукции. С учетом специфики сертификации информационно-программных средств Роскоминформ в 1994 году разработал систему сертификации "Росинфосерт", которая была в то время зарегистрирована в Госстандарте России и осуществляет принципы добровольной сертификации средств программного обеспечения различного назначения в соответствии с российской законодательной базой.

Процедуры сертификации. В соответствии с требованиями системы "Росинфосерт", процедура сертификации программных средств информационных технологий в сфере образования сегодня включает ряд этапов, наименование которых приведено на рис.1 "Процедуры сертификации информационно-программных средств учебного назначения".

Для достижения качественных результатов сертификации ПС необходимо организовать взаимодействие всех участников этой процедуры: Центрального органа по сертификации и/или органа по сертификации, испытательной лаборатории и разработчика программного обеспечения. В течение всего срока действия сертификата два раза в год орган по сертификации должен проводить инспекционный контроль качества сертифицированного программного продукта.

Наиболее ответственным этапом сертификации является разработка технических условий, т.е. требований к характеристикам программного продукта, на которые выдается сертификат соответствия. От того, как составлены технические условия, зависит "весомость" сертификата.

В соответствии с составленными техническими условиями разрабатываются методики испытаний. Испытания программной части могут включать специфические тесты. В каждом конкретном случае набор тестируемых характеристик может варьироваться, однако всегда существует минимальная программа испытаний, реализуемая, как правило, системами автоматизированного тестирования.

В общем виде система автоматизированного тестирования представляет собой универсальный пакет программ, предусматривающий тестирование графического интерфейса, системное тестирование, тестирование при максимальной нагрузке и другие. Средства автоматизированного тестирования приложений клиент/сервер как наиболее популярных программных средств позволяет испытательным лабораториям многократно использовать сценарии тестирования и тестовые данные, вести мониторинг ошибок, эмулировать требуемое число пользователей на рабочих станциях. Следует, однако, учитывать. что создание систем автоматизированного тестирования требует весьма высоких затрат их на разработку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: