Информатизация общества и образования

Эффективность использования информационных технологий во многом определяется их качеством и доверием к ним пользователей. Качество изделий, процессов проектирования, производства и услуг, соответствие их требованиям, установленным стандартами, является одной из узловых проблем, определяющей уровень жизни человека и состояние народного хозяйства страны.

Это полностью относится и к области образовательных информационных технологий. В новые информационные технологии входят следующие основные компоненты:

  • аппаратные средства информационно-вычислительной техники;
  • аппаратные средства телекоммуникаций;
  • программные средства (ПС) реализации функций информационных технологий;
  • базы данных и базы знаний;
  • экспертные системы;
  • документация, регламентирующая функции и применение всех компонент информационных технологий.

Аппаратные компоненты информационных технологий имеют достаточно универсальный характер и относительно слабо зависят от функционального назначения конкретной информационной технологии. В то же время при их первоначальном выборе всегда учитывается ряд технических характеристик информационных технологий. Анализ и методики испытания этих компонент не отличаются новизной и могут проводиться достаточно традиционными методами и средствами, разработанными в области сложного приборостроения.

Остальные компоненты информационных технологий составляют их интеллектуальную часть, определяющую назначение ИТ, функции и качество решения задач с помощью конкретной информационной технологии. Эти компоненты ИТ значительно отличаются принципиальной новизной, большим разнообразием характеристик, которые трудно формализуются и требуют глубокого исследования методов проверки их значений у реальных образовательных информационных технологий. Поэтому основное внимание должно быть сосредоточено на методах и средствах испытаний этих компонент, а также на определении качества наиболее сложных функциональных компонент информационных технологий.

С учетом специфики контингента пользователей информационных технологий в образовании совершенно недопустимы аномалии функционирования этих ИТ при любых искажениях исходных данных, сбоях и частичных отказах аппаратуры и в других нештатных ситуациях.

Для этого испытания информационных технологий должны специально организоваться и документироваться, что объединяется понятием и процессом "сертификация" ИТ.

Архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных информационных технологий может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-аппаратных средств в соответствии с требованиями государственных и международных стандартов. Для этого необходимо проведение стандартизации, сертификации и каталогизации средств, процессов и услуг, а также проведение единой технической политики при создании (приобретении) совместимых аппаратных и программных средств, организации взаимодействия и комплексирования информационных технологий различных уровней.

Это должно быть обеспечено развитием следующих основных направлений в области стандартизации информационных технологий:

  • развитие и совершенствование нормативно-технической базы, определяющей все виды совместимости компонент ИТ, взаимодействие и комплексирование информационных систем, регламентирующей важнейшие потребительские свойства ИТ и требования качества, безопасности и экологии;
  • создание и поэтапное введение в действие в рамках реализации настоящей Концепции системы сертификации ИТ, обеспечивающей объективную и независимую оценку их потребительских свойств и гарантии качества;
  • создание системы каталогизации отечественных и импортных ИТ в образовании, организация на ее базе их классификации и сертификации с целью информационного обеспечения пользователей в системе Минобразования России и других заинтересованных ведомств, организаций и физических лиц;
  • создание справочной службы о действующих и разрабатываемых государственных и международных стандартах в области информатизации сферы образования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: