Искусство Древнего Ирана

Персы и мидяне – племена индоевропейского происхождения, населявшие древний Иран. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н.э. Персидское царство подчинило себе Вавилонию, в 525 г. до н.э. – Египет. Впоследствии персидское государство достигает гигантских размеров. Ахменидские цари проводили гибкую и дальновидную политику по отношению к завоеванным государствам. Каждое из них было объявлено сатрапией, т.е. провинцией, и должно было платить Персии дань. При этом завоеватели не разрушали города, постоянно подчеркивая свою терпимость к традициям религии в культуре покоренных народов. Господство Персии на Востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н.э. во время восточного похода Александра Македонского.

Мидийским и персидским мастерам создать собственную художественную систему, так называемый «имперский стиль», которому присущи масштабность и тщательность в отделке деталей.

Художественными центрами были царские резиденции. В их сооружении участвовали плененные в военных походах люди. Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором все подчинялось главной идее – прославлению власти царя.

Обычно ансамбль включал в себя три основные постройки: масштабный вход-портал, украшенный гигантскими фигурами человекобыков; дворец для торжественных; дворцовое помещение для жилья. Такая планировка типична для всех последующих ансамблей. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II – строгое массивное сооружение, высотой 11 метров, которое отдаленно напоминает зиккурат. Стены ее не были украшены, только над входом размещался символ верховного бога Ахура-Мазды – большая сложной формы розетка с золотыми и бронзовыми вставками. Сохранилась гробница Кира II – строгое сооружение, напоминающее зиккурат.

Известны также царский дворец в Сузах, парадная резиденция царей Дария и Ксеркса в Персеполе – были украшены многочисленными рельефами на различные сюжеты: борьба с фантастическими существами, сцены царских приемов, битв, но композиции обычно статичны и торжественны.

Постепенно в рельефах сформировался канон официального портрета. Лицо наследника престола или вельможи изображали в профиль, с особой тщательностью прорабатывая прическу и головной убор, изображения царей сопровождались надписью, в которой указывался титул.

Декоративное искусство Ирана представлено серебряными сосудами с рельефными, чеканными и накладными золочеными изображениями царской охоты, растений и животных, мифологических персонажей.




double arrow
Сейчас читают про: