Искусство старовавилонского царства

Период с XX по XYII вв. до н.э. называют в истории Месопотамии старовавилонским, т.к. важным политическим центром в это время становится Вавилон. Его правитель вновь создает на этой территории централизованное государство - Вавилонию.

Этот период является прежде всего “золотым веком” месопотамской литературы - это сказания о богах и героях, эпос о Гильгамеше - правителе Урука. Произведений изобразительного искусства этого времени сохранилось очень немного.

Сохранилась базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. В подобных парадных композициях использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали внешнего облика не разработаны.

Если же изображения содержали в себе сцены бытового характера из жизни простых людей, то и манера изображения становится совершенно иной – более свободной становится пластика фигур. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая - на ударном инструменте. Их позы грациозны и естественны, силуэты изящны.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в крупном городе Мари. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину и пространство.

Искусство Ассирии.

О существовании Ассирии - мощного агрессивного государства, люди знали задолго до ее открытия археологами из текстов Библии.

В изобразительном искусстве ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек - зиккурат и т.д. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин - резиденция царя Саргона II. Больше половины общей площади общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки, а парадный вход “охраняли” гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими лицами.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н.э., Так, дворец царя Ашшурнасирапала II в Кальху, украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесением дани. Важным элементом композиции является текст: строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В каждом рельефе много персонажей, повествовательных подробностей. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчеркивая тем самым драматизм ситуаций. Людей изображают в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - в фас. Тщательно отделывали детали - завитки волос, складки одежды и т.д. Рельефы раскрашивали, возможно, первоначально они очень напоминали настенную живопись.

Комплекс рельефов этого дворца стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры. Наиболее известным считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. Поразительно эмоционально выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Здесь все находится в стремительном движении: увеличено пространство между фигурами. Рельефы Ниневии натуралистичны, что, прежде всего, относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны и выразительны.

В конце VII в. до н.э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония: Ниневия была разрушена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: