Глава 20

КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТОГО ЛЮДОВИКА

Годы

Несколько лет спустя после кончины короля Людовика по настоятельному требованию правящего короля Франции и указанию папы архиепископ Руанский и брат Жан де Самуа – который с тех пор стал кардиналом – явились в собор Святого Дени в Иль-де-Франс и оставались в нем какое-то время, собирая сведения о жизни, трудах и чудесах нашего праведного короля. Я был приглашен на встречу с ними, и они держали меня при себе два дня. После того как они опросили меня и других, их изыскания были приведены в порядок и представлены в суд в Риме. Папа и кардиналы взыскательно изучили полученные ими свидетельства и на основании того, что предстало перед ними, приняли справедливое решение поместить короля среди праведников.

И совершенно справедливо, что все Французское королевство преисполнилось радости. Более того, все потомки по линии доброго короля, которые, как и он, творили добрые дела, были увенчаны великой честью, и также были обесчещены те его наследники, которые не последовали примеру Людовика IX в добрых деяниях. Повторяю, позор пал на тех по его линии, кто предпочел творить зло, потому что люди показывали пальцем на них и говорили, что праведный король, от которого они произошли, ни в коем случае не делал бы этого.

После того как из Рима пришли эти радостные вести, король Франции издал указ, что в день после праздника святого Варфоломея (25 августа 1298 года) святое тело должно быть поднято из его могилы. Что затем и было сделано, и первым нес его архиепископ Реймсский – да почиет на нем благодать Господня – вместе с моим племянником, в то время архиепископом Лионским. Затем тело Людовика несли и многие другие, архиепископы и епископы, больше, чем я могу назвать, и, наконец, подняли его на возвышение, которое было специально возведено.

В ходе этой церемонии брат Жан де Самуа произнес проповедь. Среди других благородных деяний нашего праведного короля он привел примеры прекрасных поступков, которые я могу клятвенно засвидетельствовать и свидетелем которых я был. «Так что вы видите, – сказал он, – что этот король был самым достойным и справедливым человеком своего времени, и скажу вам, что он настолько был человеком слова, что соблюдал соглашения, заключенные с сарацинами, пусть даже они были устными, и откажись он блюсти свои обещания, то сэкономил бы десять тысяч ливров или более». Он рассказал им всю ту историю, о которой я поведал в первой части этой книги. Изложив ее, де Самуа сказал: «Не думайте, что я лгу вам, потому что вижу перед собой достойного человека, который был свидетелем этих событий и подтвердил их под присягой».

После завершения проповеди король и его братья доставили тело святого обратно в церковь, и им оказали помощь другие члены семьи, удостоенные такой чести. Она действительно была удостоена великой чести – те, кто доказал, что достойны ее, о чем я говорил раньше. Да будем возносить молитвы королю-праведнику и просить Господа, чтобы он дал нашим телам и душам все, в чем они нуждаются. Аминь!

Я расскажу вам о некоторых других вещах, которые служат чести нашего праведного короля, например, то, что я однажды видел, когда спал в своей постели. И во сне мне показалось, что вижу короля стоящим перед моей часовней в Жуанвиле. Он был, как я подумал, полон необыкновенной радости и счастлив в душе и сердце, и я сам был очень рад видеть его в своем замке. «Мессир, – сказал я ему, – когда вы уйдете отсюда, я предоставлю вам место в своем доме в селении Шевийон». – «Мессир Жуанвиль, – смеясь, ответил он, – я не хочу так скоро уходить отсюда».

Проснувшись, я начал думать. Сдается мне, что и Богу, и королю понравилось бы, отведи я им место в моей часовне. Так я и сделал, возведя алтарь в честь Господа и самого Людовика IX, где постоянно будут звучать мессы по его благословенной памяти. Все это я рассказал моему королю Людовику (Наваррскому), который унаследовал его имя. Он сделал то, что, как мне кажется, удостоилось бы согласия и Господа, и нашего праведного короля Людовика, – несколько подлинных останков святого тела он послал в эту самую часовню Сен-Лоран в Жуанвиле, чтобы те, кто в будущем придут к этому алтарю праведного короля, могли отдать ему дань искреннего поклонения.

Я хочу, чтобы всем было известно – я сам видел и слышал большую часть того, что я рассказал о святом короле. Другая часть повествования основана на том, что я нашел в разных книгах, написанных по-французски, и что я включил в эту хронику. Я обращаю ваше внимание, что те, кто читал эту книгу, могут полностью доверять истине того, что я видел и слышал. Что же до других вещей, упоминаемых здесь, я не могу гарантировать их истинность, поскольку не был их свидетелем.

Данный труд завершен в месяце октябре года от Рождества Господа нашего 1309-го.


[1] Никита Хониат, византийский историк, чей дом был сожжен и разграблен во время взятия Константинополя, дал – с византийской (греческой) точки зрения – полный отчет о периоде до 1206 года. Его интерпретация событий принималась во внимание при оценке предубеждений (понятное дело, «латинских») Виллардуэна.

[2] Робер де Клери является автором еще одного рассказа очевидца о 4-м Крестовом походе под таким же названием, что и у Виллардуэна. Его описание, как он видит самого себя, не нуждается в дополнительных красках, но его отчет об экспедиции основывается главным образом на слухах – часто недостоверных, – так что его работа не имеет исторической ценности.

[3] Он был известен также и как поэт.

[4] Движение павликиан зародилось, по-видимому, в VI веке в Сирии или в Армении и носило яркий социальный характер – павликиане были против социального неравенства, роскоши, требовали отмены церковной иерархии, иконопочитания. По религиозной догматике были близки к манихейству (возникшему, в свою очередь, под влиянием зороастризма), основная мысль которого в том, что в мире идет вечная борьба сил добра и зла – Света и Тьмы. Зло, проистекающее из царства Тьмы, вторглось в мир Света и сбивает людей с пути добра и благодати. В прошлом было равновесие между силами Света и Тьмы – Свет вверху. Тьма внизу. Затем равновесие нарушилось. Свет и Тьма перемешались, между ними идет борьба. Когда настанет третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх нал силами Тьмы. (Примеч. ред.)

[5] Жуанвиль сместил порядок событий. Эта война состоялась в 1230 году, а королева Кипра прибыла во Францию в 1233-м.

[6] В то время он был графом Шампани.

[7] Изабелла, вдова короля Иоанна Безземельного и мать Генриха III.

[8] Жуанвиль говорит: «Я тогда еще не носил доспехов».

[9] Очень возможно, что сказался эффект встречного течения в Средиземном море, так что тут не было никакого чуда, как показалось Жуанвилю.

[10] «Они забыли Госпола, их Спасителя… они презрели Землю обетованную» (Пс. 23 и 24).

[11] Фахр-ад-дин, сын визиря покойного султана. На самом деле главнокомандующим его назначила вдова султана.

[12] Фридрих Германский.

[13] Знамя с волнистыми линиями.

[14] Цинга.

[15] Это имя было дано в Средние века некоему христианскому властителю, который, как предполагалось, правит далекой восточной страной, но чье существование так никогда и не было подтверждено.

[16] На самом деле это хорезмшах, очевидно Мухаммед, которому, однако, подчинялась не только Средняя Азия, но и Иран. Разбит Чингисханом в 1218–1221 годах. (Примеч. ред.)

[17] Куманы (или команы) – тюркоязычный народ, обосновавшийся в Молдавии, что к востоку от Валахии. Русские называли их половцы. После разгрома монголо-татарами (хан Батый) в конце 1230-х – начале 1240-х годов половцы (точнее, их остатки) действительно откочевали из обширных степей к югу от Руси в сторону современных Молдавии, Румынии, а также Венгрии. (Примеч. ред.)

[18] Древний Сидон.

[19] Не Самария, а Сихем (Шхем), столица Самарии

[20] Королева Бланш (Бланка) умерла в ноябре 1252 года. Сообщение о ее кончине шло очень медленно и пришло к королю Людовику не раньше июня 1253 года. Возможно, Жуанвиль в своих воспоминаниях ошибается.

[21] Город был разграблен сарацинами в 1291 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: