Этические нормы муниципальной службы

Наряду с профессиональными требованиями, большое значение для муниципального служащего имеют этические нормы поведения. Они особенно важны в силу того, что именно в этой сфере управленческой деятельности предоставляются жизненно важные услуги гражданам. Количество и интенсивность контактов муниципального служащего с внешней средой (населением, предпринимателями, учреждениями, общественными организациями и т. д.) особенно велики, причем в них оказываются вовлеченными не только руководители, но и рядовые сотрудники органов муниципального управления.

В самом общем виде муниципальный управленец — это сотрудник, занимающийся оказанием услуг клиентам: гражданам и юридическим лицам, удовлетворением их спроса и потребностей.

Некоторые из норм поведения муниципального служащего закреплены законодательно (см. главу 1). В частности, муниципальный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), предпринимательской деятельностью, получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей, принимать участие в забастовках и др.

Наряду с законодательным регулированием, необходима выработка для муниципальных служащих специального «этического кодекса». Зарубежный опыт создания подобных «моральных» документов рекомендательного характера имеется. Так, в США Ассоциацией городских управляющих разработан «Этический кодекс городского управляющего». Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1999 году принята «Рекомендация о политической добросовестности местных и региональных выборных представителей».

В России опыт создания этических норм поведения муниципальных служащих пока невелик: известен, в частности, опыт Красноярска [6]. Между тем орган местного самоуправления в целом и каждый его работник должны быть примером для населения, предпринимательских кругов и общественности. В связи с этим необходимо формировать корпоративную культуру муниципального управления и закрепить ее в письменной форме в качестве неформальных требований (этических норм, корпоративных кодексов) муниципальной службы. Примерный состав таких этических норм может быть следующим.

1. Этические стандарты, основной функцией которых является разграничение «допустимого» и «недозволенного» с моральной точки зрения:

♦ честность и соблюдение законодательства;

♦ обеспечение достоверности любой информации, исходящей от органа и должностного лица местного самоуправления, этические нормы получения и использования информации о других организациях, обеспечение конфиденциальности информации в необходимых случаях;

♦ нормы поведения при конфликтах интересов;

♦ недопустимость политической деятельности внутри муниципального образования;

♦ недопустимость использования в личных целях ресурсов органа местного самоуправления;

♦ нормы отношений со средствами массовой информации.

2. Постулаты веры, провозглашенные официально или исторически сложившиеся и принимаемые на веру утверждения, касающиеся стиля поведения муниципальных служащих. Вот некоторые из них:

♦ стиль отношений с другими лицами и администрациями (документирование, отсутствие «телефонного права», взаимное уважение и пр.);

♦ важность частностей (дни рождения, профессиональные праздники и пр.);

♦ максимальная информированность населения о проводимых мероприятиях и результатах деятельности органов местного самоуправления;

♦ предоставление населению возможностей максимального участия в решении вопросов общественного характера;

♦ гуманное отношение к слабо защищенным категориям населения;

♦ уважительное отношение к людям при решении возникающих проблем, каждый должен рассматриваться как личность;

♦ выполнение обещаний;

♦ уважение сотрудников и признание их достижений;

♦ поощрение нововведений и др.

В 2002 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Многие его положения могут быть использованы и в муниципальной службе.

Ключевое значение в процессах кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала муниципальной службы с учетом перечисленных профессиональных требований и этических норм имеет деятельность, связанная с формированием и эффективным использованием кадров муниципального управления. Ее главные компоненты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Основные компоненты кадрового обеспечения муниципального управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: