Подростков и юношей

С точки зрения консультирования, сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя родителей в известность.

Основными направлениями работы консультанта с учащимися подросткового возраста являются три момента полового созревания: органическое, половое и социальное. Ведущий вид деятельности подростка – интимно-личностное общение со сверстниками, отрицание авторитета взрослых и стремление подростков к взрослости. Подростковый возраст противоречив: чрезмерная активность – изнурение, безумная веселость – уныние, уверенность в себе - застенчивость и трусость, страсть к общению – замкнутость, живая любознательность – умственное равнодушие, страсть к чтению – пренебрежение к нему и т.д.

Подростковый возраст характеризуется как кризис самосознания, а приобретение чувства индивидуальности как благоприятный выход из кризиса. Консультант в процессе консультирования обращает внимание на наличие или отсутствие реакций:

- реакция компенсации в подростковом возрасте проявляется как устранение слабости в одном виде деятельности за счет достижений в другом;

- реакция эмансипации – как стремление вырваться из-под опеки взрослых;

- реакция группирования со сверстниками – неустойчивые группы и стабильные;

- реакции увлечения (хобби);

- реакции гиперсексуальности выражаются в повышенном интересе к проблеме взаимоотношения полов. Исходя из анализа этих реакций, консультант строит процесс взаимодействия с подростком.

В этом возрасте наблюдается стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, стремление к самовоспитанию.

Важными моментами в подростковом консультировании являются возникновение акцентуаций характера, развитие «Я-концепции».

Консультирование подростков проводится по вопросам: изменения отношений к своей внешности и физическому здоровью; по проблемам неуспеваемости; по вопросам налаживания отношений с семьей; по проблемам разрешения споров.

Схема консультирования подростка включает:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация проблемы консультантом;

- реориентация: совместная выработка консультативных способов преодоления трудностей.

В консультировании можно использовать следующие методы: библиотерапия; гештальт-метод «горячего кресла»; метод трансакций; метод тренинговых упражнений по развитию сензитивности, уверенности в себе, коммуникативных навыков, преодоления социальных страхов.

Важнейшим направлением работы консультанта является консультирование подростков и юношей по проблемам дружбы, влюбленности и любви. Социальные проблемы старшеклассников проявляются в несформированности навыков общения; неадекватном понимании сущности высших человеческих чувств; преобладании эгоистичных тенденций; неприятии позиций и требований взрослого; отсутствие авторитета, тенденции к оригинальничанию и т.п.

Индивидуальное психологическое консультирование юношей и девушек происходит чаще всего по трем глобальным типичным проблемам этого возраста: «кем быть?», «каким быть?», «с кем быть?». В юности завершается переход к взрослости, и психолог обязан помочь и детям и родителям.

Важнейшей проблемой возраста является тема выбора жизненного пути. консультант может в этом случае применять: профориентационные игры, задачи, задания, анализ литературных произведений, сочинений и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: