ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основными методами психодиагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно тесты и опросники. Тест – стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальный или невербальный ответ. Опросники – методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Психодиагностику необходимо проводить в следующих случаях:
1. Психодиагностика необходима для постановки более точного диагноза. В этом случае необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, с тем, чтобы узнать о его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.
2. Для оценки индивидуальных особенностей клиента. К подобным личностным свойствам относятся характер, темперамент, комплексы, бессознательные влечения. Необходимость тестирования возникает в том случае, если у психолога-консультанта имеется подозрение или неуверенность в проявлении определенных психологических особенностей клиента.
|
|
3. Когда применяется новый метод. В этом случае консультирование превращается в научно-практический эксперимент. Вариантом такого случая является тот, при котором сам консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, что бы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.
4. Тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости). Это обычно происходит тогда, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя. Например, открывает у себя такие положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не подозревал.
5. Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов. Консультирование и практическая реализация клиентом полученных им рекомендаций могут иметь достаточно длительный характер, как, например, в тех встречающихся случаях, когда психологическое консультирование продолжается месяцами, а выполнение полученных в ходе его рекомендаций растягивается не на меньшие сроки.