Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта. Прямое влияние проводиться в форме прямого сообщения, Сократовского диалога и предписания. В основе Сократовского диалога лежит логическая аргументация, это значит, что в процессе беседы консультант задает клиенту вопросы таким образом, чтобы тот давал только положительные ответы. В результате этого сам клиент подходит к принятию суждения, которое в начале не принимал. Оно для него было непонятным или мало известным. Главным в этом методе является то, что клиент начинает считать, что решил проблему самостоятельно.
Предписание заключается в том, что консультант настаивает на выполнении советов. Выделяют два типа предписаний – прямые и непрямые. Прямые предписания даются, когда у консультанта достаточно авторитета, чтобы предписания были выполнены.
Косвенное влияние может проявляться двойственно: во-первых, по цели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не на самого клиента, а на его среду и, во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но не в прямых способах воздействия. К косвенному влиянию относят парадоксальные предписания и метафоры.
|
|
Парадоксальные предписания относят к виду непрямых предписаний. непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консультант не уверен в своем авторитете и вследствие этого ему приходится использовать непрямые методы, чтобы произошли те изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента. Парадоксальные предписания эффективны с клиентами, которые сопротивляются консультанту, поэтому смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь, изменялись.
Этапы парадоксального предписания:
1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, ведущие к решению проблемы.
2. Консультант четко определяет проблему и цели.
3. Консультант предлагает свой план работы, предоставляя разумные обоснования.
4. Консультант дает парадоксальные предписания.
5. Консультант наблюдает за реакцией клиента и побуждает клиента продолжать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.
6. Изменения стабилизируются, но консультант не признает это своей заслугой.
Метафоры – это оборот речи, заключающийся в употреблении слов или выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Виды метафор: пословицы и поговорки, истории, анекдоты, притчи, легенды, сказки, поэзия.
Пословицы и поговорки – краткие, ритмически организованные, устойчивые в речи, образные изречения. Их применение уместно, когда ситуация требует преподнесения клиенту в качестве иллюстрации какую-то общепризнанную аксиому.
|
|
Истории – яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения.
Анекдот – это краткий устный рассказ шутливого или сатирического характера. Анекдот может быть рассказан консультантом с двойной целью: разрядить атмосферу и сообщить какую-то информацию клиенту, важную с точки зрения консультанта.
Притчи – относительно краткие, афористичные рассказы аллегорического жанра, отличающиеся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка.
Легенды – устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представления, преподносимые как достоверные.
Сказки – вид художественного эпоса, отличающийся тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру, фантазии. Но сказка доносит до сознания скрытую истину.
Поэзия – стихотворные произведения, специально организованные при помощи рифмы и ритма.
В психологическом консультировании следует применять метафоры, учитывая особенности личности клиента. Ситуации, в которых желательно использовать метафоры: 1) когда возникает необходимость напомнить клиенту об имеющихся у него ресурсах; 2) для поиска новых ресурсов; 3) предложение решения проблемы; 4) структурирование общения; 5) снятие барьеров в общении; 6) разрушение ограничивающих убеждений.