Упражнение 1. (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина)
Предложите проективную диагностическую методику «Моя семья», «Авторитет», «Дом, дерево, человек» соседу по парте и интерпретируйте выполнение задания.
Упражнение 2. Самохарактеристика (Н.В. Самоукина)
Проведите самодиагностику по методике «Самохарактеристика» и выявите свои актуальные отношения к самому себе и значимым людям.
Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения "я". Ученик должен написать по каждой позиции определение самого себя: "Я ". Среднее время выполнения методики - 15 минут.
Пример использования методики "Самохарактеристика"
На одной из консультаций ученица XI класса Маша К. выполнила задание следующим образом:
| 1. Я Маша. | 11. Я равнодушная. |
| 2. Я очень красивая. | 12. Я не люблю оставаться одна дома. |
| 3. Я, общем-то, хорошо учусь. | 13. Я не люблю своего брата Юрку. |
| 4. Я занимаюсь музыкой. | 14. Я хочу хорошо одеваться. |
| 5. Я люблю, когда я нравлюсь. | 15. Я слишком толстая. |
| 6. Я иногда думаю, что люди все плохие. | 16. Я не люблю ходить в школу. |
| 7. Я плохая дочь. | 17. Я не уверена в себе. |
| 8. Я люблю маму, а она меня - нет. | 18. Я всегда чего-то боюсь. |
| 9. Я всегда боюсь сказать глупость. | 19. Я не хочу больше ничего отвечать. |
| 10. Я ленивая. | 20. Я никто. |
Ситуация Маши К.
Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой, активна, общительна, неплохо учится.
Однако при повторной консультации выяснилось, что внешне демонстрируемое поведение Маши и ее внутреннее состояние психологически различны, а именно: Маша стремится больше общаться с матерью, но мать не принимает дочь, часто ее критикует, ругает за незначительные проступки. Очевидно, критическое отношение матери формирует сниженную самооценку девушки, что проявляется в ее ответах в п. 7,8,9,10,11,15,17,18. Маша находится в нестабильном, тревожном состоянии, часто переживает различные страхи (п. 12,17,18). Неблагополучны взаимоотношения с братом (п.13), поскольку мать подчеркнуто внимательна к брату и холодна к дочери (у матери второй брак, сын - от второго брака). В определенной степени Маша отгорожена коммуникативным барьером от внешнего мира (п. 13,16,19). И, конечно же, необходимо специально проанализировать последний ответ девушки (п. 20): высокая степень неуверенности в себе вплоть до самоуничижения.
Разумеется, результаты, полученные при помощи методики "Самохарактеристика", должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.
Упражнение 3. Методика полярных профилей (Н.В. Самоукина)
Проведите самодиагностику по методике полярных профилей и вычертите графический профиль самооценки.
Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослыми о своих достоинствах и недостатках.
Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см: таблицу). Методика довольно проста в применении и обработке.
Бланк методики полярных профилей
| Вспыльчив ый | сдержанный | ||||||||||
| лицемерный | искренний | ||||||||||
| пессимист | оптимист | ||||||||||
| тревожный | спокойный | ||||||||||
| разбросанный | целеустремленный | ||||||||||
| замкнутый | общительный | ||||||||||
| легкомысленный | серьезный | ||||||||||
| возбудимый | уравновешенный | ||||||||||
| уступчивый | принципиальный | ||||||||||
| "выскочка" | скромный | ||||||||||
| безвольный | волевой | ||||||||||
| глупый | умный | ||||||||||
| агрессивный | миролюбивый | ||||||||||
| ранимый | невозмутимый | ||||||||||
| грубоватый | тактичный | ||||||||||
| ленивый | трудолюбивый | ||||||||||
| черствый | добрый | ||||||||||
| пассивный | активный | ||||||||||
| самовлюбленный | самокритичный |
Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:
- какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-
2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);
- как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в
"крайних" баллах (приводит для подтверждения примеры из собственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение
взрослого или значимого другого, предполагает данную самооценку интуитивно, без аргументации);
- какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему.
На этом же бланке методики консультант может произвести оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных данных в результате самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.






