double arrow

Ход работы

Упражнение 1. (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина)

Предложите проективную диагностическую методику «Моя семья», «Авторитет», «Дом, дерево, человек» соседу по парте и интерпретируйте выполнение задания.

Упражнение 2. Самохарактеристика (Н.В. Самоукина)

Проведите самодиагностику по методике «Самохарактеристика» и выявите свои актуальные отношения к самому се­бе и значимым людям.

Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения "я". Ученик должен написать по каждой позиции определение самого себя: "Я ". Среднее время выполнения ме­тодики - 15 минут.

Пример использования методики "Самохарактеристика"

На одной из консультаций ученица XI класса Маша К. выполнила за­дание следующим образом:

1. Я Маша. 11. Я равнодушная.
2. Я очень красивая. 12. Я не люблю оставаться одна дома.
3. Я, общем-то, хорошо учусь. 13. Я не люблю своего брата Юрку.
4. Я занимаюсь музыкой. 14. Я хочу хорошо одеваться.
5. Я люблю, когда я нравлюсь. 15. Я слишком толстая.
6. Я иногда думаю, что люди все плохие. 16. Я не люблю ходить в школу.
7. Я плохая дочь. 17. Я не уверена в себе.
8. Я люблю маму, а она меня - нет. 18. Я всегда чего-то боюсь.
9. Я всегда боюсь сказать глупость. 19. Я не хочу больше ничего отвечать.
10. Я ленивая. 20. Я никто.

Ситуация Маши К.

Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой, активна, общительна, неплохо учится.

Однако при повторной консультации выяснилось, что внешне демонстрируемое по­ведение Маши и ее внутреннее состояние психологически различны, а именно: Маша стремится больше общаться с матерью, но мать не принимает дочь, часто ее критикует, ругает за незначительные проступки. Очевидно, критическое отношение матери формирует сниженную самооценку девушки, что проявляется в ее ответах в п. 7,8,9,10,11,15,17,18. Маша находится в нестабильном, тревожном состоянии, часто пе­реживает различные страхи (п. 12,17,18). Неблагополучны взаимоотношения с братом (п.13), поскольку мать подчеркнуто внимательна к брату и холодна к дочери (у матери второй брак, сын - от второго брака). В определенной степени Маша отгорожена ком­муникативным барьером от внешнего мира (п. 13,16,19). И, конечно же, необходимо специально проанализировать последний ответ девушки (п. 20): высокая степень не­уверенности в себе вплоть до самоуничижения.

Разумеется, результаты, полученные при помощи методики "Самохарактеристика", должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.

Упражнение 3. Методика полярных профилей (Н.В. Самоукина)

Проведите самодиагностику по методике полярных профилей и вычертите графический профиль самооценки.

Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки под­ростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активиза­цией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрос­лыми о своих достоинствах и недостатках.

Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см: таблицу). Методика довольно проста в применении и обработке.

Бланк методики полярных профилей

                       
Вспыльчив ый                     сдержанный
лицемерный                     искренний
пессимист                     оптимист
тревожный                     спокойный
разбросанный                     целеустремленный
замкнутый                     общительный
легкомысленный                     серьезный
возбудимый                     уравновешенный
уступчивый                     принципиальный
"выскочка"                     скромный
безвольный                     волевой
глупый                     умный
агрессивный                     миролюбивый
ранимый                     невозмутимый
грубоватый                     тактичный
ленивый                     трудолюбивый
черствый                     добрый
пассивный                     активный
самовлюбленный                     самокритичный

Предметом обсуждения на консультации становятся следую­щие вопросы:

- какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-
2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);

- как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в
"крайних" баллах (приводит для подтверждения примеры из соб­ственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение
взрослого или значимого другого, предполагает данную самооценку интуитивно, без аргументации);

- какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему.
На этом же бланке методики консультант может произвести оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем ор­ганизовать диалог по сравнению полученных данных в результате самооценки клиен­та и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты ме­тодики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: