Упражнение 1. (Г.И. Колесникова)
Подберите метафоры к основным ситуациям:
1) напоминание клиенту об имеющихся у него ресурсах;
2) поиск новых ресурсов;
3) предложение решения проблемы;
4) структурирование общения;
5) снятие барьеров в общении;
6) разрушение ограничивающих убеждений.
Упражнение 2.
Проанализируйте психокомплексы и выберите, какие из них являются вашими:
1. Личная сила. | 8. Признательность. |
2. Удовлетворенное «эго» гордость, сознание собственной значимости. | 9. Возможность творить. |
3. Любознательность. | 10. Свобода и неприкосновенность частной жизни. |
4. Любовь, желание любить. | 11. Материальное благополучие. |
5. Эмоциональная безопасность. | 12. Высокая самооценка. |
6. Принадлежность к какой-то группе. | 13. Самоуважение. |
7. Одобрение со стороны сверстников. | 14. Успех. |
Отметьте ваши слабые качества. Вспомните ситуации в жизни, когда кто-то воспользовался вашими слабыми качествами в своих корыстных целях.
Проанализируйте психокомплексы своих родственников, знакомых, какие «струны» используют окружающие их люди.
|
|
Упражнение 3. Письмо психолога (Л.Б. Шнейдер)
Напишите письмо, выбрав возможных адресатов из следующего списка и обсудите в группе:
1) мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке;
2) девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она не красивая;
3) папе девочки (7 лет), который не живет с ней;
4) бабушке девочки (8 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее на пределе.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочную психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. Наметить перспективы адресата.
Упражнение 4. (М.К. Тутушкина)
Проведите в группе упражнение, направленное на тренировку ассоциативно-метафорического приема. Каждый из участников выбирает категорию, в которой будет «работать». Это могут быть: растения, животные, цвета, месяцы года, породы собак, матки автомобилей и др. «Работа» состоит в том, чтобы в рамках выбранной категории «проассоциировать» всех членов группы (к примеру, Дмитрий - ротвейлер, Алексей - пудель, Юля - колли и т.д.). В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (число их равно числу участников группы без него самого), над которым можно будет долго и не без пользы размышлять. Несмотря на игровой характер ситуации, полученная в ней информация о себе представляется весьма ценной.