Типичное поведение в конфликтной ситуации

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причи­нам возникновения, формам взаимодействия двух или более сто­рон, исходу и последствиям. Но при всей несхожести манер и сти­лей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, кото­рая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон и делает их взаимо­действующими партнерами. У всякого конфликта есть некая стан­дартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, — несовместимость интересов и целей, несовпа­дение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по дости­жению намеченной цели и вместе с тем манеру общения. Конфлик­ты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возможно при знании типичных стилей поведения в конфликтной ситуации. В настоящее время психоло­гам, учителям, социальным педагогам и работникам правоохрани­тельных органов часто приходится сталкиваться с последствиями межличностных конфликтов (ребенок — школа, ребенок — родите­ли, ребенок — сверстники и др.): бродяжничество, беспризорность и др. Статистика в этом плане неутешительна. Это в свою очередь приводит к хронической неуспеваемости по основным школьным предметам, и как результат возникает безграмотность. На сегодняш­ний день практически отсутствует специализированная методика, направленная на выявление стиля поведения в конфликте. В предла­гаемом руководстве излагается опыт создания и использования ме­тодики «Стили поведения в конфликте» (СПК). При создании мето­дики «Стили поведения в конфликте» необходимо основываться на общетеоретических представлениях 3. Фрейда и типологии стилей конфликтного поведения К. Томаса. В основе создания «СПК» лежит гипотеза проекции. Ведущее место при создании «СПК» за­нимает апперцепция, т.е. под воздействием прошлого опыта взаи­модействия с окружающей средой человек ассимилирует и трансфор­мирует предложенный стимульный материал в определенный ответ. Ответы соответствуют стилям конфликтного поведения, по К. То­масу. Реализация гипотезы потребовала достижения следующих це­лей исследования:

1) разработка стимульного материала с учетом требований, предъяв­ляемых к проективным методикам (его неопределенность в смыс­ловом отношении, эмоциональная насыщенность);

2) отработка содержания даваемой инструкции (краткость);

3) статистическая обработка полученного материала. Предлагаемая
методика обладает рядом особенностей: стимульный материал
представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных
ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области актив­ного взаимодействия человека, а именно: взаимодействие с семь­
ей, сверстниками и коллегами по работе. Каждая область конф­ликта включает по 10 рисунков. Конфликтные ситуации относятся к различным областям взаимодействия и следуют в определенной последовательности. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным сти­лям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперни­чество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала, по К. Томасу, включает 30 вариантов ответов, вы­бор каждого из которых соответствует 1 баллу. Таким образом, нами максимально структурирован и адаптирован стимульный материал с целью выявления стилей поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: