Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон и делает их взаимодействующими партнерами. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, — несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возможно при знании типичных стилей поведения в конфликтной ситуации. В настоящее время психологам, учителям, социальным педагогам и работникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с последствиями межличностных конфликтов (ребенок — школа, ребенок — родители, ребенок — сверстники и др.): бродяжничество, беспризорность и др. Статистика в этом плане неутешительна. Это в свою очередь приводит к хронической неуспеваемости по основным школьным предметам, и как результат возникает безграмотность. На сегодняшний день практически отсутствует специализированная методика, направленная на выявление стиля поведения в конфликте. В предлагаемом руководстве излагается опыт создания и использования методики «Стили поведения в конфликте» (СПК). При создании методики «Стили поведения в конфликте» необходимо основываться на общетеоретических представлениях 3. Фрейда и типологии стилей конфликтного поведения К. Томаса. В основе создания «СПК» лежит гипотеза проекции. Ведущее место при создании «СПК» занимает апперцепция, т.е. под воздействием прошлого опыта взаимодействия с окружающей средой человек ассимилирует и трансформирует предложенный стимульный материал в определенный ответ. Ответы соответствуют стилям конфликтного поведения, по К. Томасу. Реализация гипотезы потребовала достижения следующих целей исследования:
|
|
1) разработка стимульного материала с учетом требований, предъявляемых к проективным методикам (его неопределенность в смысловом отношении, эмоциональная насыщенность);
2) отработка содержания даваемой инструкции (краткость);
|
|
3) статистическая обработка полученного материала. Предлагаемая
методика обладает рядом особенностей: стимульный материал
представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных
ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области активного взаимодействия человека, а именно: взаимодействие с семь
ей, сверстниками и коллегами по работе. Каждая область конфликта включает по 10 рисунков. Конфликтные ситуации относятся к различным областям взаимодействия и следуют в определенной последовательности. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным стилям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперничество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала, по К. Томасу, включает 30 вариантов ответов, выбор каждого из которых соответствует 1 баллу. Таким образом, нами максимально структурирован и адаптирован стимульный материал с целью выявления стилей поведения.