Где выход?

Не грозят ли подобные порядки, когда нищает рабочий народ, а богатеет же только малая кучка собственников, гибелью всему человечеству? Нет,— ответил Маркс,— порядки, которые сейчас установились во всех капиталистических странах, ужасны и несправедливы — в том нет сомнения, но в них есть не одна темная сторона. Есть в них и кое-что светлое.
Какое самое существенное, важное условие для перехода в новый общественный строй? Организация совместного, планомерного труда в грандиозных мастерских, с крупными совершенными механизмами, делающими труд более скорым, более производительным. Но ведь это явление уже и сейчас существует: какую бы отрасль производства мы ни взяли, всюду работа идет сообща, с помощью машин в фабричном заведении. То, что прежде ткач, механик, прядильщик изготовлял своим единичным трудом у себя на дому, то теперь производится на фабрике трудом многих работников. И чем прочнее утверждается машинное производство, чем больше вытесняет оно личный, отдельный труд человека, тем шире распространяется совместная, общественная работа, тем больше сосредоточивается, централизуется производство.

А централизация, сосредоточение производства в одних руках, является необходимым условием для введения социалистического хозяйства. Чтобы общество могло распоряжаться производством, могло планомернее вести свое хозяйство, для этого требуется, чтобы хозяйство не было разбросанным, разъединенным. Крупное капиталистическое производство наших дней как нельзя лучше исполняет эту задачу. Не оно ли соединяет в одних руках все большее число фабрик, заводов, мастерских, не оно ли объединяет труд земледельца и фабричного рабочего, не оно ли связывает город с деревней? Сейчас, пока народное богатство находится в руках хищников-капиталистов, это сосредоточение идет на пользу только собственникам и в этом, конечно, все зло. Но вместе с тем именно в сосредоточении богатств и орудий производства кроются зачатки нового социалистического порядка.

В том-то и сила этого порядка, что мы его не выдумали из своей головы, что он не явится вдруг, ни с того, ни с сего на cветe божием. Нет, эти новые формы общежития десятками лет подготовляются самой жизнью и вытекают естественно из теперешних общественных условий. Заслуга Маркса заключается именно в том, что он уловил в наших теперешних скверных порядках семена лучшего будущего, что он показал, как сама жизнь, сами хозяйственные потребности человечества ведут его неизбежно к социалистическому строю.

Уже и сейчас можно указать кое-какие зародыши социалистических порядков; например — передача в руки государства хотя бы таких важных сторон общественной и хозяйственной жизни, как почта, железные дороги, школы, больницы и т. д. Прежде, несколько сот лет тому назад, государство вовсе не считало своей задачей строить школы, заботиться о путях сообщения и т. и., это все было дело частное; теперь это вошло в обязанность государства. Но сейчас во главе государства повсюду стоят представители буржуазии, и от этого дело, конечно, страдает. Тогда же, когда государственная власть будет находиться в руках самого народа, тогда ей так же легко будет распоряжаться всеми сторонами жизни родины, как сейчас естественно для правительства строить школы и заведовать почтой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: