double arrow

Антропология историческая

Одно из направлений познания социокультурной истории человечества, находящееся на стыке эмпирических исследований истории культуры, ведущихся в русле описательных методологий и методов исторической науки, и системно-моделирующих, типологических и кросскультурных исследований исторической культурологии, базирующихся на методологиях культурологической науки.

Появление А.и. связано с работой группы французских историков первой половины 20в., обычно объединяемых под названием “школа “Анналов” (Февр, Блок) и их современных последователей (Бродель, Ле Гофф, Ж.Ревель и др.). Главной новацией этого направления явилась переориентация внимания исследователя с описания институциональных механизмов социальной регуляции – политической и военной истории, персоналии правящих элит, истории церкви, истории искусства и т.п. (чем в существенной мере была увлечена “классическая” история) – на изучение “истории повседневности” – образов жизни, картин мира, обычаев, привычек и иных стереотипов сознания и поведения рядового человека рассматриваемой эпохи. Причем, в отличие от этнографов, интересующихся преимущественно архаичными компонентами крестьянской культуры, историки школы “Анналов” более всего заняты изучением “культуры ментальностей” городского населения средневековой Европы. Следует отметить также определенные успехи А.и. в разработке и использовании методов комплексной реконструкции систем ментальных представлений и образов жизни людей средневековья. Исследовательские методы А.и. получили распространение и среди современных историков Европы и США (Г.В.Гетц, И.Валлерстейн и др.).

Среди отечественных последователей этого направления следует назвать А.Я.Гуревича, А.Л.Ястребицкую, Ю.Л.Бессмертного и др., также сосредоточенных на исследованиях культуры повседневности европейского средневековья. В последние годы разработанные А.и. подходы стали применяться в отечественной исторической науке в изучении истории и культуры Востока (М.В.Крюков, В.В.Малявин, А.Н.Мещеряков), Византии (А.А.Чекалова), средневековой Руси (Л.М.Дробижева, Лихачев), распространяться на исследования обыденной культуры привилегированных слоев (Лотман). Впрочем, исследования русской культуры в русле принципов А.и. имеют хорошую традицию в лице Н.И.Костомарова и П.Н.Милюкова, во многом предвосхитивших научную идеологию А.и.

Стремление А.и. к реконструктивному моделированию социальных реалий прошлого, “микроистории” образа жизни рядового человека (в дополнение к “макроистории” эпохальных событий) представляется принципиально важным шагом в сторону пересмотра целей исторического познания и осмысления социального опыта прошлого.

Лит.: Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986; Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг франц. школы “Анналов”. М., 1993; Одиссей. Человек в истории. М., 1989-96.

А.Я.Флиер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: