Вестернизация

(социально-культурная)

Полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западно-христианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отд. элементов западной культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента. При этом речь не идет о насильственном внедрении или навязывании западными державами своих культурных норм иным народам в процессе их колонизации (как это имело место при освоении Америки, колонизации Африки, Индии и др.) или политико-экономического проникновения в страны Востока (Китай и Япония второй половины 19в.), а именно о добровольной В., проводимой элитами развивающихся государств. Исторические прецеденты В. известны с начала Нового времени (“робкие” заимствования с Запада в России второй половины 17в., а затем стремительная В. в годы петровских реформ и последующие десятилетия 18в.; постепенная В. военно-политической структуры Турции в течение 18-19 вв. с последующей “скачкообразной” В. в период “младотурецкой” революции Кемаля Ататюрка и др. примеры). Серьезным толчком к масштабной В. стал процесс модернизации социокультурной.

Очевидно, под В. следует понимать не просто усвоение современных западных технологий и организационных форм экономического производства и военно-технической культуры, но прежде всего комплекса социокультурных норм социальной регуляции (демократическое политическое устройство, приоритет прав человека, либеральный тип социальных условий для самореализации личности, религиозная и национальная толерантность, свободу информации и творчества и т.п.). По этим признакам к категории вполне вестернизированных сообществ можно отнести лишь Японию и некоторые “посткоммунистические” страны Восточной Европы. Большинство других стран, избравших этот путь развития (включая и современную Россию), могут быть охарактеризованы лишь как частично затронутые В. общества.

На интенсивность процессов В. на уровне обыденного сознания и культуры общества существенное влияние оказывает степень его информационной открытости, уровень знакомства членов общества со стилем и уровнем жизни людей на Западе, с их возможностями социальной самореализации, доступа к различным социальным благам и т.п. Вместе с тем увлечение значительной части молодежи западной массовой культурой еще не является свидетельством серьезной В. общества, поскольку эта мода обусловлена преимущественно потребностью в групповой самоидентификации этой возрастной группы по отношению к старшим и на глубинные ценностные установки молодых людей, как показывает практика, серьезно не влияет.

Следует отметить, что во многих сообществах процессы В. вызывают заметное сопротивление традиционалистски настроенных слоев и части элиты. Наиболее выраженные формы это сопротивление получило в мусульманских странах, что, видимо, связано с противоречием между политическими амбициями и ресурсными возможностями правящих элит и существенной неподготовленностью большинства населения к корректировке культурно-ценностных ориентаций, полностью пронизанных жесткой догматикой ислама. Серьезная оппозиция процессам В. наблюдается также в России прежде всего со стороны тех слоев общества и представителей элит, которые осознают свою неконкурентоспособность в условиях свободного рынка труда и инициативы, таланта и профессионализма. Наиболее непримиримыми оппонентами В. обычно являются религиозные круги и маргинальные социальные группы, для которых В. чревата угрозой утраты занимаемых ими социальных ниш.

Лит.: Кини А.Г. Динамика социально-политического действия в традиционном обществе (ислам). М., 1996.

А.Я.Флиер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: