Содержание

Предисловие составителей...........................................................................................7

Часть I. Семья и ребенок: социальное пространство для взаимодействия..........9

В. В. Ткачева. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей

ребенка с отклонениями в развитии.............................................................................9

Д. В. Зайцев. Социологический анализ современной семьи в России................... 19

А. Адлер. Созвездие семьи..........................................................................................24

Ф. Маттеят (Fr Mattejat). Семья как пространство для развития.......................29

А. Е. Личко. Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды

неправильного воспитания.........................................................................................30

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Семья как фактор, определяющий реакцию

индивида на психическую травму.............................................................................37

М. Килбом (М. Kihlbom). Связь родители — ребенок. Вина родителей?...............40

А. А. Сагдуллаев. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей

с отклонениями в развитии.........................................................................................43

Б. Лагерхейм, К. Гиллберг (В. Lagerheim, С. Gillberg). Ситуация семьи, где есть

ребенок с нарушениями различных функций...........................................................50

Й. Цубер, Й. Вепс (J. Weis). Трудности, возникающие у семей

■ с неполноценными детьми..........................................................................................54

Д. Н. Оудсхорн. Семья ребенка-пациента..................................................................56

И. Xapdu (I. Hardi). Ребенок и больница....................................................................62

Т. А. Басшова. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или

множественным нарушением.....................................................................................64

М. Н. Гуслова, Т. К. Стуре. Психологическое изучение матерей,

воспитывающих детей-инвалидов.............................................................................75

Л. М. Колпакова, Г. Н. Мухаиметзянова. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста).........................................80

Усанова О. Н., Шаховская С. Н. Роль семьи в коррекционном воздействии

на детей.........................................................................................................................82

A. Р. Маллер. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы

педагогической этики)....................................................................................■............87

Л. Комбринк-Грэхам (L. Combrinck-Graham). Работа с семьей..............................93

Е. И. Морозова. Новые подходы к организации помощи семьям,

воспитывающим проблемных детей раннего возраста............................................96

7! Н. Волковская. Возможные способы организации и содержание работы

с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения................. 108

B. В. Ткачева. К вопросу о создании системы психолого-педагогической

помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии..................118

Г. А. Мишина. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста

с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации)...... 129

Часть II. Семья ребенка с соматическими расстройствами................................136

О. В. Молоховская. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца................................... 136

О. В. Менделевич. Роль семьи в развитии детской тревожности: психосома­тический аспект.......................................................................................................... 145

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Влияние на семью

(соматических болезней ребенка)............................................................................ 149

Д. Н. Исаев. Отношение родителей и болезнь ребенка.......................................... 150

Г. Г. Вылегжанина. Часто болеющий ребенок в семье.......................................... 152

М. И. Буянов. В семью пришла беда (дети и подростки с соматическими

заболеваниями)........................................................................................................... 157

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Астма.................................... 158

Д. Н. Исаев. Бронхиальная астма............................................................................. 159

И. Энгстрём, Ларссон Б. (Engstrom I., Larsson В.). Рак......................................... 160

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Диабет I типа....................... 163

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Воспалительные болезни

кишечника................................................................................................................... 165

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Подростковый

ревматоидный артрит................................................................................................ 166

Часть III. Семьи детей с нервно-психическими расстройствами........................167

Ю. Г. Демьянов. Человек с отклонениями в психической деятельности и его

микросоциальный мир.............................................................................................. 167

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Влияние семьи на возникновение

и течение психических расстройств......................................................................... 172

А. Ю. Музыра, А. Ф. Аболонин. Структура и значимость межличностных

отношений в семьях больных наркотической зависимостью............................... 182

А. И. Захаров. Отношения в семье. Особенности воспитания (ребенка,

больного неврозом).................................................................................................... 186

Б. Лагерхейм (В. Lagerheim). Семейные факторы (депрессия).............................200

А. Хултен, У. Отто (A. Hulten, V. Otto). Семейные факторы и семья

как модель поведения (самоубийства).....................................................................203

Г. Пеллинг (Н. Felling). Семейные факторы (подростковые психозы)..................204

М. Ростам (М. Rdstam). Роль семьи (нервная анорексия).....................................205

М. В. Коркина, М. А. Цивилько, В. В. Марилов. Нервная анорексия.....................206

Р. Тёлле (R. Tolle). Нервная анорексия и булимия..................................................208

Л. У. Янолс. Реакция ребенка и его семьи на эпилепсию.......................................209

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семья аутичного ребенка...........................210

О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. Трудности семьи, воспи­тывающей ребенка с аутизмом.................................................................................212

Л. С. Печникова. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости

от наличия в семье здорового сибса........................................................................214

М. И. Буянов. В семью пришла беда (Семья ребенка с шизофренией)................216

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семья ребенка с шизофренией..................217

X. Ремшмидт, М. Мартин, Э. Шульц. Мероприятия, ориентированные

на семью (больного шизофренией)..........................................................................218

А. Е. Личко. Психотерапия семьи (подростка, больного шизофренией)..............221

Часть IV. Семья ребенка с поражением центральной нервной системы

и двигательнми расстройствами..........................................................................221

Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева. Личностные особенности матери ребенка

с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения.....223

Н. Е. Карпова, Т. А. Стрекалова. Особенности самопринятия матерей,

воспитывающих детей с детским церебральным параличом................................233

О. Л. Романова. Психологическое исследование особенностей материнской

позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом.................239

Н. А. Шаронова, Л. М. Колпакова. Особенности эмоционально-оценочного отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным

параличом...................................................................................................................245

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Ребенок с миодистрофией Дюшенна

в семье.........................................................................................................................247

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Воспитание в семье ребенка с детским

церебральным параличом.........................................................................................249

И. В. Добряков, Е. В. Крыжко. Психическое развитие детей с церебральными

параличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция

и психотерапия...........................................................................................................259

Часть V. Семья ребенка с сенсорными нарушениями...........................................277

Е. И. Исенина. Слово к родителям...........................................................................277

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семейное воспитание (глухих

и слабослышащих).....................................................................................................285

Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова. Влияние внутрисемейных отношений

на развитие личности глухих младших школьников..............................................288

П. А. Янн (P. A. Jann). Межличностно-коммуникативная ранняя помощь

(детям с нарушением слуха).....................................................................................294

А. Р. Шарипова, 3. Ф. Гафурова. Особенности представлений родителей

близоруких детей о семейном воспитании.............................................................296

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Позиция родителей детей

с нарушенным зрением.............................................................................................304

Н. Л. Анисимова. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию

и развитию детей с нарушением зрения..................................................................315

Н. Браун. Психологические факторы принятия себя родителями

слепоглухих детей......................................................................................................325

И. В. Саломатина. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению..............................................................................................332

Часть VI. Семья ребенка с нарушением интеллекта..............................................340

К. Тингей-Михаэлис. Вас могут тревожить проблемы общения вашего

ребенка с другими людьми.......................................................................................340

3. Тржесоглава (Z. Tresohlava). Специфические черты человеческих взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка.... 348

3. Тржесоглава (Z. Tresohlava). Воспитание в семье.............................................351

О. Б. Чарова, Е. А. Савина. Особенности материнского отношения к ребенку

с интеллектуальным недоразвитием........................................................................355

О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших школьников

с задержкой психического развития........................................................................363

Л. М. Шипицына. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих

взрослых детей с умственной отсталостью............................................................370

А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей.....................376

А Р Маллер Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью 380

Д. Н. Исаев. Участие семьи в воспитании, лечении и реабилитации детей

с умственной отсталостью..........................................................................................388

Используемая литература...................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: