Трудовая деятельность

Сравним взаимосвязь фактора продолжения трудовой деятель­ности с типами поведения. <...>

В качестве критерия важности работы выступает доверитель­ный уровень — р. Его относительно небольшое значение для вы­борки московских бабушек показывает, что фактор работы явля­ется значимым при выборе типа поведения с внуками. Работаю­щие (как правило, более молодые, до 65 лет) бабушки могут вы­полнять свои обязанности «бабушек» только в свободное от рабо­ты время и, как правило, учитывая условия большого города (например, значительные расстояния между домами родителей и взрослых детей при раздельном проживании), только в выходные дни. Эти данные подтверждают предыдущие результаты, а имен­но, что только после выхода на пенсию бабушки или вовлекаются в совместную деятельность с внуками, или ограничивают ее.

Для выборки подмосковных бабушек влияние работы на тип поведения не является дифференцирующим (р = 0,724 — доста­точно большое значение). Поэтому группы работающих и нерабо­тающих бабушек из Подмосковья с разными типами поведения не различаются между собой.

Итак, формальный переход в группу «пенсионеров» играет оп­ределенную роль при выборе типа поведения только для бабу­шек, живущих в условиях большого города. Они, выйдя на пен­сию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с вну­ками, или начинают общаться с ними уже на другом, более тес­ном уровне.

Фактор образования

Сопоставление уровня образования и типа поведения москов­ских бабушек показало, что «активный» тип поведения, который соответствует наибольшей вовлеченности в воспитание и обуче­ние внуков, характерен для женщин, имеющих среднее образова­ние. Пятый тип поведения бабушек, при котором общение с вну­ками сводится к минимальному, характерен для тех, кто имеет высшее образование. Остальные типы равномерно распределены по уровням образования.

Аналогичная картина наблюдается и у подмосковных бабушек. Более того, если в первой выборке не были представлены жен­щины с начальным или незаконченным средним образованием, то в подмосковной выборке присутствуют три группы бабушек: с высшим, средним и неполным средним образованием. Обнаруже­но, что чем ниже уровень образования, тем больше бабушка «вов­лечена» в совместную деятельность с внуком.

Таким образом, более высокий уровень образования бабушек не способствует их большей включенности в совместную деятель­ность с внуками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: