Сравним взаимосвязь фактора продолжения трудовой деятельности с типами поведения. <...>
В качестве критерия важности работы выступает доверительный уровень — р. Его относительно небольшое значение для выборки московских бабушек показывает, что фактор работы является значимым при выборе типа поведения с внуками. Работающие (как правило, более молодые, до 65 лет) бабушки могут выполнять свои обязанности «бабушек» только в свободное от работы время и, как правило, учитывая условия большого города (например, значительные расстояния между домами родителей и взрослых детей при раздельном проживании), только в выходные дни. Эти данные подтверждают предыдущие результаты, а именно, что только после выхода на пенсию бабушки или вовлекаются в совместную деятельность с внуками, или ограничивают ее.
Для выборки подмосковных бабушек влияние работы на тип поведения не является дифференцирующим (р = 0,724 — достаточно большое значение). Поэтому группы работающих и неработающих бабушек из Подмосковья с разными типами поведения не различаются между собой.
|
|
Итак, формальный переход в группу «пенсионеров» играет определенную роль при выборе типа поведения только для бабушек, живущих в условиях большого города. Они, выйдя на пенсию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с внуками, или начинают общаться с ними уже на другом, более тесном уровне.
Фактор образования
Сопоставление уровня образования и типа поведения московских бабушек показало, что «активный» тип поведения, который соответствует наибольшей вовлеченности в воспитание и обучение внуков, характерен для женщин, имеющих среднее образование. Пятый тип поведения бабушек, при котором общение с внуками сводится к минимальному, характерен для тех, кто имеет высшее образование. Остальные типы равномерно распределены по уровням образования.
Аналогичная картина наблюдается и у подмосковных бабушек. Более того, если в первой выборке не были представлены женщины с начальным или незаконченным средним образованием, то в подмосковной выборке присутствуют три группы бабушек: с высшим, средним и неполным средним образованием. Обнаружено, что чем ниже уровень образования, тем больше бабушка «вовлечена» в совместную деятельность с внуком.
Таким образом, более высокий уровень образования бабушек не способствует их большей включенности в совместную деятельность с внуками.