П. 8.4. Тотемизм

В истории религии многих древних народов важную роль игра­ло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собст­венной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался­ от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от северо-индейского «ототем» — его род). Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явле­ниями природы).

Существует родовой, фратриальный (от греч. фратрия—братство), группо­вой, половой и индивидуальный тотемизм. Какой из этих типов следует счи­тать древнейшим? По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделение племени, совокупность не­скольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие ро­довые группы.

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в ново­рожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, на­пример, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульпту­ры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ро-мула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма.

Прослеживает­ся влияние тотемистских пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях пе­реросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

Вывод.

В данной главе были рассмотрены основные особенности первобытной культуры и искусства на различных этапах.

· На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господство­вал натурализм.

· Затем наблюдаются черты определенного художественного схема­тизма.

· На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображения.

· На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знаками, симво­лами.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению извест­ного немецко-американского этнографа Ф. Бооса (1 858—1942):

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказы­ваются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума — одинаковы. Глав­ные показатели интеллекта «являются общими для всего человечество.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития ми­рового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

На кальцитовой породе изображены загадочная лошадь, украшенная горошинами и отпечаток руки.

Пеш – Мерль. Франция.

Основные термины и понятия

Анимизм Неолит

Бронзовый век Палеолит

«Венеры» Погребения:

Ориньякская культура курганы,

Дольмены мегалиты,

Железный век гробницы,

Каменный век грунтовые

Кромлехи Поселения:

Крепости стоянки,

Кьекенмеддинги селища,

Магия городища

Майкопская культура Римские террамары

Медный век Синкретизм

Мезинская стоянка Тотемизм

Мезолит Фетишизм

Вопросы для повторения

1. В чём заключается особенность живописи, графики и скульптуры первобытного человека?

2. Насколько правомерны утверждения учёных о «реализме» изобразительного искусства первобытного человека?

3. Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи7

4. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории нашей страны и Западной Европы вы могли бы назвать?

5. Как вы понимаете термины «синкретизм» и «архетип»?

6. В чём и как проявился синкретичный характер первобытной культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: