Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).
Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность
Личность в системе межличностных отношений
Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп
Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)
1. По размеру:
Большая группа - количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
- реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Малая группа –(от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
2. По общественному статусу
Формальная (официальная) группа - реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.
Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.
Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.
3. По непосредственности взаимосвязей
Условная группа – объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.)
Реальная группа - это объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников).
4. По личностной значимости
Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания и им следует, которой он дорожит.
Нереферентная группа- это такая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
Антиреферентная группа- это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.
Уровень развития межличностных отношений - это интегральная неспецифическая характеристика деятельностной опосредовательности и нравственной содержательности внутригрупповой активности. Данная характеристика имеет две следующие составляющие.
1. Степень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью. Этот фактор показывает, насколько отношения, опосредованные совместной деятельностью, превалируют в общей структуре взаимоотношений.
2. Характер, нравственные особенности целей и ценностей совместной деятельности. Данный фактор может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. В первом случае содержание совместной деятельности в большей или меньшей степени соответствует позитивным социальным ценностям (например, просоциальная ассоциация, коллектив и т.д.), во втором – противоположно им (асоциальная ассоциация, асоциальная ассоциация, асоциальная корпорация).
Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.
Ассоциация – группа в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляющихся в условиях группового общения.
В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и ассоциальные ассоциации.
Просоциальнальные ассоциации - это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективо-образования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.
Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаться в асоциальные корпорации.
Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизация (Например, промышленные корпорации).
Корпорация асоциальная (антиобщественная) - это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.
Основные особенности зрелого коллектива:
Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью.
Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности
Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии
Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции.
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним.
Феномены межличностных отношений
Коллективистическое самоопределение | Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов-оценок, убеждений, групповых норм и т.д. Коллективистическое самоопределение является альтернативой как конформности, так и конформному поведению. |
Конформность | Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменение его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Различают внешнюю (публичную) комформность, представляющую собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение, а возможно и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц. |
Вторая – внутренняя (личная) конформность представляет действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиций окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. | |
Нонконформизм | Стремление во что бы то им стало поступать вопреки позиций господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. |
Коллективистическая идентификация | Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий. |
Сходство функционально - ролевый ожиданий | Проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии участников группы. |
Ценностно-ориентационное единство | Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению у целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Высокая степень ЦОЕ выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. ЦОЕ – одни из показателей сплоченности группы. |
Сплоченность групповая | Одни из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. |
Социально- психологический климат | Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе или в коллективе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям. |
Сплочение группы - одни из процессов групповой динамики. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в даваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Иными словами, сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое сознание к которому следует стремиться.
Сплоченность зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.