Психологическая характеристика речи



Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах

 
 


Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

 
 


Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность



Личность в системе межличностных отношений

Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)

1. По размеру:

Большая группа - количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

- реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа –(от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

2. По общественному статусу

Формальная (официальная) группа - реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.

3. По непосредственности взаимосвязей

Условная группа – объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.)

Реальная группа - это объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников).

4. По личностной значимости

Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания и им следует, которой он дорожит.

Нереферентная группа- это такая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Антиреферентная группа- это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

Уровень развития межличностных отношений - это интегральная неспецифическая характеристика деятельностной опосредовательности и нравственной содержательности внутригрупповой активности. Данная характеристика имеет две следующие составляющие.

1. Степень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью. Этот фактор показывает, насколько отношения, опосредованные совместной деятельностью, превалируют в общей структуре взаимоотношений.

2. Характер, нравственные особенности целей и ценностей совместной деятельности. Данный фактор может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. В первом случае содержание совместной деятельности в большей или меньшей степени соответствует позитивным социальным ценностям (например, просоциальная ассоциация, коллектив и т.д.), во втором – противоположно им (асоциальная ассоциация, асоциальная ассоциация, асоциальная корпорация).

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.

Ассоциация – группа в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляющихся в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и ассоциальные ассоциации.

Просоциальнальные ассоциации - это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективо-образования. Например, студенческая группа в начале процесса обучения.

Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаться в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизация (Например, промышленные корпорации).

Корпорация асоциальная (антиобщественная) - это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

Основные особенности зрелого коллектива:

Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью.

Товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности

Каждый член коллектива видит перспективы движений и проявляет личную заинтересованность в его развитии

Положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции.

Личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Феномены межличностных отношений

  Коллективистическое самоопределение Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов-оценок, убеждений, групповых норм и т.д. Коллективистическое самоопределение является альтернативой как конформности, так и конформному поведению.
Конформность Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменение его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Различают внешнюю (публичную) комформность, представляющую собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение, а возможно и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц.
  Вторая – внутренняя (личная) конформность представляет действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиций окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
Нонконформизм Стремление во что бы то им стало поступать вопреки позиций господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
  Коллективистическая идентификация Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
  Сходство функционально - ролевый ожиданий Проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии участников группы.
  Ценностно-ориентационное единство Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению у целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Высокая степень ЦОЕ выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. ЦОЕ – одни из показателей сплоченности группы.
Сплоченность групповая Одни из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
  Социально- психологический климат Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе или в коллективе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.

Сплочение группы - одни из процессов групповой динамики. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в даваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Иными словами, сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое сознание к которому следует стремиться.

Сплоченность зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: