Статья 118. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Лесное законодательство Республики Казахстан

1. Лесное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Общественные отношения в области использования и охраны растительного (кроме лесов) и животного мира, водных объектов, недр, земли, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

1. Настоящий Кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования.

2. Регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

Статья 3. Принципы лесного законодательства Республики Казахстан

Лесное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) признания общегосударственного значения лесов, выполняющих климаторегулирующие, средообразующие, поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции;

2) устойчивого развития лесов (постоянное увеличение лесистости территории Республики Казахстан);

3) сохранения биологического разнообразия лесов, объектов государственного природно-заповедного фонда, культурного и природного наследия;

4) многоцелевого использования лесов;

5) рационального, непрерывного, неистощительного пользования лесными ресурсами;

6) государственного регулирования, контроля и надзора в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

7) разграничения функций регулирования лесопользования и функций осуществления рубок главного пользования и переработки полученной древесины;

8) возмещения ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан;

9) платности пользования лесными ресурсами;

10) доступности информации о состоянии лесного фонда;

11) участия населения и общественных объединений в охране и защите лесного фонда.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) агролесомелиоративное насаждение - защитное лесное насаждение, позволяющее снижать воздействие неблагоприятных для сельского хозяйства природных факторов;

2) селекция древесных и кустарниковых пород (лесная селекция) - комплекс мероприятий по отбору в естественных популяциях или искусственному получению форм и сортов лесных пород, имеющих хозяйственную и иную ценность;

3) вырубка - лесная площадь, на которой насаждение вырублено, а новое поколение леса еще не образовалось;

4) незаконная порубка леса - рубка деревьев и кустарников в лесном фонде Республики Казахстан, в том числе поврежденных и погибших в результате природных, антропогенных и техногенных факторов: без лесорубочного билета; по лесорубочному билету, произведенному с нарушением правил рубок леса на участках государственного лесного фонда, совершенная с нарушением сроков, установленных в лесорубочном билете; рубка в размерах, превышающих расчетную лесосеку;

5) прогалина - лесная площадь, лишенная деревьев, но сохранившая элементы лесной растительности;

6) рубка промежуточного пользования - рубка ухода за лесом, выборочная санитарная рубка и рубка, связанная с реконструкцией малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие функции, рубка единичных деревьев в молодняках;

7) плантационные насаждения специального назначения - искусственные насаждения, выращиваемые в промышленных, энергетических, пищевых и иных целях;

8) плюсовое дерево - дерево, значительно превосходящее по одному или нескольким хозяйственно ценным признакам и свойствам окружающие деревья одних с ним возраста и фенологической формы, растущие с ним в тех же лесорастительных условиях;

9) архивы клонов плюсовых деревьев - насаждения, создаваемые с использованием вегетативного потомства плюсовых деревьев в целях сохранения их генофонда и изучения наследственных свойств;

10) плюсовое насаждение - высокопродуктивное и устойчивое насаждение для определенных лесорастительных условий;

11) особо ценные лесные массивы - леса, уникальные по породному составу, с наличием реликтовых и эндемичных пород; леса, уникальные по продуктивности и генетическим качествам; леса, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях;

12) аэрофотосъемка - фотографирование местности с воздушных судов и других летательных аппаратов с помощью аэрофотоаппарата в целях использования аэрофотоснимков для картографирования, определения границ землевладений; изучения окружающей среды и ее мониторинга;

13) рубка главного пользования - рубка спелого и перестойного древостоя для заготовки древесины;

14) биологическое разнообразие - совокупность растительных и животных организмов, характерных для определенной территории;

15) биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный, относительно однородный земельный участок или участок водоема и взаимодействующих между собой;

16) генофонд - совокупность генов одной группы особей (популяции, группы популяций или вида), в пределах которой они характеризуются определенной частотой встречаемости;

17) географические культуры - опытные культуры, создаваемые по специальным методикам семенным потомством наиболее характерных популяций нескольких экотипов (климатипов) с целью их испытания в новых условиях;

18) дериват - производное растения и продукция, произведенная из него и ее производного;

19) экономический порог вредоносности - плотность вредителей леса, при которой ущерб, наносимый лесным ресурсам, по стоимости превышает затраты на борьбу с этими вредителями;

20) минусовое насаждение - насаждение низкой продуктивности и плохого качества для определенных лесорастительных условий;

21) лесосека - участок леса, отведенный для рубок всех видов или находящийся в стадии рубки;

22) отвод лесосек - мероприятия по определению границ в натуре и таксации лесосек, отметке подлежащих вырубке деревьев, материальной и денежной оценке учтенной на лесосеке древесины;

23) внелесосечная захламленность - естественный отпад древесины (стволы и ветви), лежащий на земле вне лесосек и не заготавливаемый в промышленных целях;

24) возраст рубки - возраст древостоя, начиная с которого он из категории приспевающего переходит в категорию спелого и может быть назначен в рубку главного пользования;

25) недоруб - деревья или участки леса, назначенные в рубку, но не вырубленные в срок, предусмотренный лесорубочным билетом;

26) городские леса - естественные и (или) искусственные насаждения, выполняющие преимущественно санитарно-гигиенические и рекреационные функции, произрастающие в границах городского населенного пункта и входящие в состав государственного лесного фонда;

27) нормальное насаждение - насаждение высокой и средней продуктивности, хорошего и среднего качества для определенных лесорастительных условий;

28) второстепенные древесные ресурсы (материалы) (далее - второстепенные древесные ресурсы) - кора, ветви, пни, корни, листья, почки деревьев и кустарников;

29) угодья государственного лесного фонда - земельные участки, выделяемые в составе государственного лесного фонда при лесоустройстве в целях государственного учета лесного фонда, специального картографирования и планирования лесохозяйственных мероприятий;

30) категория государственного лесного фонда - выделенная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, часть государственного лесного фонда с особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным, научным или иным специальным назначением, на территории которой устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и лесопользования;

31) государственная лесоустроительная организация - республиканское государственное казенное предприятие, находящееся в ведении уполномоченного органа в области лесного хозяйства, деятельность которой направлена на обеспечение учета лесных ресурсов, территориального устройства лесного фонда, государственного мониторинга лесов, планирования ведения лесного хозяйства и лесопользования;

32) лес - природный комплекс, формирующийся на определенной территории, на основе совокупности древесной и кустарниковой растительности и других компонентов живой природы, взаимодействующий с окружающей средой и имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение;

33) болезни леса - патологические процессы, вызванные неблагоприятными факторами окружающей среды или организмами, способными передаваться от больных растений к здоровым, и приводящие к изменению строения растений или их гибели;

34) лесные культуры - искусственно созданные насаждения из лесных древесных и кустарниковых пород;

35) лесокультурный фонд - непокрытые лесом угодья (вырубки, гари, прогалины, редины) и нелесные угодья, облесение которых возможно только путем искусственного выращивания леса;

36) вредители леса - организмы, повреждающие лесные насаждения;

37) лесовладение - право владения и пользования участками государственного лесного фонда, предоставляемое Правительством Республики Казахстан государственным лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования, функционирования особо охраняемых природных территорий, а также право владения, пользования и распоряжения частным лесным фондом, предоставляемое частным лесовладельцам в порядке, установленном настоящим Кодексом;

38) лесовладельцы - государственные организации, которым участки государственного лесного фонда предоставлены на праве постоянного землепользования, а также физические и негосударственные юридические лица, в чьей собственности находятся участки частного лесного фонда в соответствии с настоящим Кодексом;

39) лесной обход - часть территории лесничества, закрепляемая за одним лесником для ее охраны, определяемая в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

40) государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения - деятельность уполномоченного органа в области лесного хозяйства по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования;

41) государственный надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения - деятельность уполномоченного органа в области лесного хозяйства по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования;

42) пользование лесным фондом - установленное законодательными актами Республики Казахстан право физических и юридических лиц на лесопользование, а также на использование земель, вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории лесного фонда в хозяйственных и иных целях;

43) инвентаризация лесного фонда - комплекс работ по описанию, картированию и определению количественных и качественных показателей отдельных участков лесного фонда;

44) лесной квартал - часть территории лесного фонда, отграниченная на местности просеками, естественными рубежами (берега рек, горные хребты, дороги и другие), которая служит для организации ведения лесного хозяйства;

45) лесная пожарная станция - объект государственного лесовладельца, предназначенный для размещения противопожарной службы и техники, обеспечивающих проведение мер по предотвращению лесных пожаров и их своевременной ликвидации;

46) лесоразведение - создание и выращивание искусственных лесных насаждений на территориях, не находившихся ранее под лесом;

47) лесопользование - юридически и экономически регламентированная деятельность по использованию лесных ресурсов и полезных свойств леса;

48) лесопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право временного лесопользования в порядке, установленном настоящим Кодексом;

49) лесной питомник - участок территории лесного фонда, предназначенный для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород;

50) просека - освобожденная от древесной и кустарниковой растительности полоса, проложенная для обозначения границ лесных кварталов или иных целей;

51) лесной выдел - часть территории лесного квартала, однородная по таксационным характеристикам, почвенно-типологическим условиям и хозяйственному значению, являющейся первичной лесохозяйственной учетной единицей;

52) лесосеменная плантация - искусственно созданное насаждение из высаженных по специальной генетической схеме растений, являющихся семенным или вегетативным потомством плюсовых деревьев, предназначенное для регулярного получения (в течение длительного времени) сортовых, элитных или гибридных семян с заданными наследственными свойствами и высокими посевными качествами;

53) лесное семеноводство - комплекс мероприятий по заготовке, обработке, хранению и использованию лесных семян, контролю за их качеством и происхождением, направленных на получение семян с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами;

54) лесное хозяйство - отрасль экономики, осуществляющая деятельность по изучению и учету лесного фонда, включающая мероприятия по его охране и защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования и контролю за его осуществлением;

55) лесохозяйственное проектирование - комплекс работ по проектированию лесокультурных, агролесомелиоративных, противопожарных мероприятий, строительства объектов лесного и охотничьего хозяйств;

56) лесохозяйственные дороги - объекты лесного хозяйства, имеющие лесохозяйственное, противопожарное назначение, обеспечивающие доступность лесных территорий для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования;

57) государственное учреждение лесного хозяйства (далее - лесное учреждение) - учреждение, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, для осуществления мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования;

58) уполномоченный орган в области лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий функции управления, контроля и надзора в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

59) лесохозяйственные мероприятия - комплекс организационных и технических мероприятий по охране, защите лесного фонда, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования, проводимых на основе материалов лесоустройства;

60) лесной мастерский участок - часть территории лесничества в составе двух и более лесных обходов, закрепляемая за одним мастером леса и предназначенная для выполнения лесохозяйственных мероприятий;

61) пожароопасный сезон в лесу - часть календарного года, определяемая уполномоченным органом в области лесного хозяйства, областным исполнительным органом исходя из климатических и погодных факторов, в течение которого возможна угроза возникновения лесного пожара;

62) облесение - искусственное лесозаращивание или естественное зарастание лесом нелесных угодий;

63) охрана лесов - совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, незаконными порубками леса и другими нарушениями лесного законодательства Республики Казахстан;

64) рубка ухода за лесом - периодический уход за лесом, осуществляемый путем удаления из насаждения деревьев, отставших в росте или мешающих росту деревьев главных пород, в целях формирования высокопродуктивных и устойчивых насаждений;

65) возобновление леса - естественный процесс образования нового поколения леса под пологом древостоя, а также на вырубках, гарях и других площадях, ранее занимаемых лесом;

66) защита леса - совокупность мероприятий по защите леса от вредителей, болезней леса и воздействия неблагоприятных факторов природного, антропогенного и техногенного характера, осуществляемых наземными и авиационными методами;

67) воспроизводство леса - создание лесных культур или проведение мер содействия естественному возобновлению на площадях, ранее занимаемых лесом, включая меры по уходу за лесом и его оздоровлению;

68) таксация леса (лесосек) - мероприятие по выявлению, учету, оценке качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, в том числе насаждений, намечаемых для рубки;

69) лесистость - степень покрытия лесом какой-либо территории, определяемая отношением покрытых лесом земель к ее общей площади, выраженная в процентах;

70) особо опасные вредители леса - вредные организмы, способные к массовому размножению и распространению, при котором лесам причиняется ущерб, превышающий экономический порог вредоносности;

71) лесной генетический резерват - участок леса с ценной в генетико-селекционном отношении частью популяции вида, подвида растений;

72) несомкнувшиеся лесные культуры - культуры, созданные искусственным путем (посевом или посадкой), но не переведенные в покрытые лесом угодья;

73) санитарное состояние леса - характеристика состояния леса, содержащая сведения о наличии захламленности, усыхающих и сухостойных деревьев, динамике численности вредителей и распространения болезней леса, других негативных факторах, отрицательно влияющих на состояние леса;

74) лесничество - структурное подразделение лесовладельца, располагающееся в его границах, предназначенное для планирования и выполнения лесохозяйственных мероприятий, расчета объемов лесопользования;

75) гарь - лесная площадь, на которой насаждение уничтожено пожаром, а новое поколение леса еще не образовалось;

76) подрост - молодое поколение древесных растений под пологом леса или оставленное на вырубке, способное выйти в первый ярус или сменить материнский древостой;

77) санитарная рубка - рубка (выборочная, сплошная), проводимая с целью улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья;

78) редина - древостой естественного формирования, кроме молодняков первого и второго классов возраста, имеющий полноту 0,1-0,2;

79) подсочка - искусственное повреждение стволов деревьев в период их вегетации для получения из них живицы, сока;

80) древостой - совокупность деревьев, являющихся основным компонентом лесных насаждений;

81) быстрорастущие древесные и кустарниковые породы - древесные и кустарниковые породы, используемые для создания плантационных насаждений специального назначения в промышленных и энергетических целях с интенсивной агротехникой выращивания;

82) ревизионный период - срок, на который разработан лесоустроительный проект для ведения лесного хозяйства или план управления особо охраняемой природной территории;

83) постоянная лесосеменная база - совокупность объектов селекционно-семеноводческого назначения, территориально выделенных в государственном лесном фонде в порядке, установленном лесным законодательством Республики Казахстан, для получения семян с ценными наследственными свойствами и высокими посевными качествами;

84) постоянный лесосеменной участок - высокопродуктивные для данных лесорастительных условий сформированные участки насаждений естественного происхождения или лесных культур, созданных из сеянцев или саженцев, выращенных из семян, заготовленных с плюсовых деревьев, в плюсовых насаждениях, на лесосеменных плантациях, предназначенных для получения семян в течение длительного времени;

85) усадьба - вид угодий государственного лесного фонда, относящийся к нелесным угодьям, представленный земельными участками, занятыми жилыми и нежилыми постройками, связанными с ведением лесного хозяйства и функционированием особо охраняемых природных территорий;

86) живица - смолистое вещество, выделяющееся при повреждении хвойных деревьев;

87) колочные леса - естественные леса, произрастающие в лесостепной зоне небольшими (от 0,1 до 30 гектар) участками.

Глава 2. Объекты и субъекты лесных правоотношений

Статья 5. Объекты лесных правоотношений

1. Объектом лесных правоотношений является лесной фонд Республики Казахстан, включающий земли лесного фонда, лесные ресурсы и полезные свойства лесов.

2. Объекты лесных правоотношений используются с учетом многофункционального значения лесов на условиях платности в порядке, установленном настоящим Кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Лесной фонд Республики Казахстан

1. Все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан (далее - лесной фонд).

2. Лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов.

3. К государственному лесному фонду относятся:

1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий;

2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не покрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда;

3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара.

4. К частному лесному фонду относятся созданные за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование, в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения:

1) искусственные насаждения;

2) насаждения естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем;

3) частные лесные питомники;

4) плантационные насаждения специального назначения;

5) агролесомелиоративные насаждения;

6) защитные насаждения на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.

5. В лесной фонд не входят:

1) отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара, расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

2) озеленительные насаждения в пределах границы населенных пунктов, кроме городских лесов;

3) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.

Статья 7. Право собственности на лесной фонд

1. Государственный лесной фонд в Республике Казахстан относится к объектам государственной собственности и находится в республиканской собственности.

2. Владение, пользование и распоряжение участками частного лесного фонда осуществляются частными лесовладельцами в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 8. Земли лесного фонда

1. Земли лесного фонда подразделяются на земли государственного и частного лесных фондов.

2. К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет бюджетных средств, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.

3. К землям частного лесного фонда относятся земли, предоставленные физическим и негосударственным юридическим лицам в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения, занятые:

1) искусственными насаждениями;

2) насаждениями естественного происхождения, возникшими семенным и (или) вегетативным путем;

3) частными лесными питомниками;

4) плантационными насаждениями специального назначения;

5) агролесомелиоративными насаждениями;

6) защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.

4. Границы земель государственного лесного фонда устанавливаются и уточняются при проведении землеустроительных работ на основании материалов лесоустройства.

5. Отчуждение земель государственного лесного фонда путем купли-продажи, залога и совершения других сделок не допускается.

6. Порядок предоставления, изъятия и использования земель лесного фонда определяется настоящим Кодексом, Земельным и Гражданским кодексами Республики Казахстан.

Статья 9. Лесные ресурсы и полезные свойства леса

1. Лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде.

2. К полезным свойствам леса относятся его экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутрипочвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства).

Статья 10. Субъекты лесных правоотношений

Субъектами лесных правоотношений являются физические и юридические лица, а также государственные органы, осуществляющие охрану, защиту, воспроизводство лесов, лесоразведение и(или) лесопользование.

Раздел 2. Государственное управление, контроль и надзор в области охраны, защиты,

пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Глава 3. Государственное управление в области охраны, защиты, пользования

лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Статья 11. Должностное лицо и система государственных органов, осуществляющих государственное управление в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

К должностному лицу и системе государственных органов, осуществляющих государственное управление в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, относятся Президент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган и его территориальные подразделения, а также местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы в пределах их компетенции, определенной Конституцией, настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 11-1. Система обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

В систему обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения входят:

1) Правительство Республики Казахстан;

2) уполномоченный орган, включая его ведомство с территориальными подразделениями;

3) иные государственные органы, осуществляющие деятельность в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

4) органы местного государственного управления и самоуправления;

5) лесные учреждения и природоохранные организации;

6) государственные лесоустроительные организации;

7) республиканские государственные предприятия в области обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

8) научные организации в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

9) лесовладельцы и лесопользователи;

10) общественные объединения, созданные в целях охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения.

Статья 12. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной лесной политики;

2) осуществляет права владения, пользования и распоряжения государственным лесным фондом;

3) предоставляет участки государственного лесного фонда на праве лесовладения государственным юридическим лицам, указанным в пункте 2 статьи 22 настоящего Кодекса;

4) утверждает программы по вопросам охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

5) утверждает распределение государственного лесного фонда по категориям;

6) утверждает правила отпуска древесины на корню и рубок леса на участках государственного лесного фонда;

7) утверждает правила установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов;

8) утверждает правила ведения лесоустройства на территории государственного лесного фонда;

9) Исключен в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV

10) утверждает объемы изъятия растений, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан;

11) утверждает базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан;

12) утверждает нормы и нормативы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда;

13) принимает решение о запрещении рубок леса на участках государственного лесного фонда при возникновении угрозы деградации или гибели лесов;

14) Исключен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

15) утверждает натуральные нормы обеспечения форменной одеждой со знаками различия (без погон) должностных лиц государственной лесной инспекции и государственной лесной охраны Республики Казахстан;

16) утверждает правила заготовки живицы, древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда;

17) определяет требования к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями при долгосрочном лесопользовании;

17-1) утверждает правила воспроизводства лесов и лесоразведения;

17-2) утверждает правила пользования участками государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала и плантационных насаждений специального назначения;

17-3) утверждает перечень особо опасных вредителей и болезней леса, за исключением карантинных видов, и порядок борьбы с ними;

17-4) утверждает формы лесорубочного билета и лесного билета, правила их учета, хранения, заполнения и выдачи;

17-5) утверждает правила проведения освидетельствования мест рубок на участках государственного лесного фонда;

17-6) утверждает правила применения клейм в государственном лесном фонде;

17-7) утверждает правила учета, определения и возмещения ущерба, причиняемого пожарами на территории лесного фонда;

17-8) утверждает нормы положенности средств пожаротушения в местах проведения лесопользователями оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских, спортивных и других мероприятий на территории государственного лесного фонда;

17-9) утверждает правила государственной регистрации договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда в территориальных подразделениях;

17-10) утверждает правила возмещения расходов на закладку и выращивание плантаций быстрорастущих древесных и кустарниковых пород, на создание и развитие частных лесных питомников;

17-11) утверждает правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда;

17-12) утверждает правила: ведения государственного учета лесного фонда; государственного лесного кадастра; государственного мониторинга лесов;

17-13) утверждает положение о лесной пожарной станции государственного лесовладельца;

17-14) утверждает перечень дериватов;

17-15) утверждает правила предоставления лесопользователям участков под объекты строительства на землях государственного лесного фонда, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей; нужд охотничьего хозяйства; побочного лесного пользования и выдачи разрешения на использование этих участков под строительство таких объектов;

17-16) утверждает правила заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством;

17-17) утверждает правила учета и определения ущерба, причиненного незаконными порубками на территории лесного фонда;

17-18) утверждает правила по осуществлению государственного контроля и надзора в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения должностными лицами государственной лесной инспекции Республики Казахстан;

17-19) утверждает положение о государственной лесной охране;

18) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений

1. Уполномоченный орган:

1) осуществляет владение и пользование государственным лесным фондом в пределах компетенции, установленной Правительством Республики Казахстан;

1-1) вырабатывает предложения по формированию государственной лесной политики и реализует ее;

2) разрабатывает программы по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения и обеспечивает их выполнение;

3) организовывает и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулирует лесопользование на территории государственного лесного фонда, находящегося в его функциональном ведении;

4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

5) осуществляет путем проверок государственный контроль и надзор за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением;

6) обеспечивает разработку и утверждает расчетные лесосеки на участках государственного лесного фонда и возраста рубок;

7) согласовывает с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, территориальными подразделениями и иными государственными органами материалы тендеров по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении, а также проекты договоров, заключаемых с победителем тендера;

8) разрабатывает правила ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов и лесоустройства на территории государственного лесного фонда и обеспечивает их ведение;

9) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV

10) осуществляет международное сотрудничество в области лесных отношений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

11) заслушивает отчет руководителя структурного подразделения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, ведающего лесным хозяйством, а также руководителей лесных учреждений и природоохранных организаций по вопросам состояния, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

12) приостанавливает, ограничивает, прекращает право лесопользования на участках государственного лесного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

13) определяет направления научно-технического развития, организовывает научное исследование и проектно-изыскательские работы в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, лесной селекции и лесного семеноводства;

14) организовывает и проводит тендеры по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в его ведении, с участием представителей местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы;

15) рассматривает дела об административных правонарушениях в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий;

16) Исключен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

17) разрабатывает и утверждает методические указания: расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда; по учету и определению ущерба, причиненного пожарами на территории лесного фонда; по учету и определению ущерба, причиненного незаконными порубками леса на территории лесного фонда;

18) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

18-1) координирует деятельность структурных подразделений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, ведающих лесным хозяйством, а также лесных учреждений и природоохранных организаций по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

18-2) осуществляет лицензирование деятельности по заготовке древесины на участках государственного лесного фонда, осуществляемой лесопользователями;

18-3) утверждает лесоустроительные проекты;

18-4) разрабатывает и утверждает правила выдачи разрешений и выдает разрешения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз за ее пределы объектов растительного мира, их частей и дериватов, в том числе видов растений, отнесенных к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения;

18-5) формирует и утверждает ежегодные объемы рубок леса на территории государственного лесного фонда;

18-6) разрабатывает и утверждает лесосеменное районирование;

18-7) разрабатывает и утверждает правила поощрения и порядок присвоения почетных званий, нагрудных знаков и почетных грамот в области лесного хозяйства;

18-8) разрабатывает правила осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда;

18-9) разрабатывает и утверждает правила организации и функционирования школьного лесничества по согласованию с уполномоченным государственным органом в области образования;

18-10) разрабатывает и утверждает порядок проведения инвентаризации лесных культур, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и оставленных под естественное заращивание в государственном лесном фонде;

18-11) разрабатывает и утверждает инструкцию проведения лесоустройства;

18-12) разрабатывает правила предоставления лесопользователям участков под объекты строительства на землях государственного лесного фонда, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей; нужд охотничьего хозяйства; побочного лесного пользования и выдачи разрешения на использование этих участков под строительство таких объектов;

18-13) предоставляет лесопользователям участки под объекты строительства на землях государственного лесного фонда, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей; нужд охотничьего хозяйства; побочного лесного пользования, и выдает разрешение на использование этих участков под строительство таких объектов;

18-14) разрабатывает перечень дериватов;

18-15) вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по объему изъятия растений, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан;

18-16) разрабатывает натуральные нормы обеспечения форменной одеждой со знаками различия (без погон) должностных лиц государственной лесной инспекции и государственной лесной охраны Республики Казахстан;

18-17) разрабатывает и утверждает образцы и порядок ношения форменной одежды со знаками различия (без погон) должностных лиц государственной лесной инспекции и государственной лесной охраны Республики Казахстан;

18-18) разрабатывает правила заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством;

18-19) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по распределению государственного лесного фонда по категориям;

18-20) разрабатывает правила отпуска древесины на корню и рубок леса на участках государственного лесного фонда;

18-21) разрабатывает правила установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов;

18-22) разрабатывает базовые ставки для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан;

18-23) разрабатывает нормы и нормативы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда;

18-24) разрабатывает правила заготовки живицы, древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда;

18-25) разрабатывает правила воспроизводства лесов и лесоразведения;

18-26) разрабатывает правила пользования участками государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала и плантационных насаждений специального назначения;

18-27) разрабатывает перечень особо опасных вредителей и болезней леса, за исключением карантинных видов, и порядок борьбы с ними;

18-28) разрабатывает формы лесорубочного билета и лесного билета, правила их учета, хранения, заполнения и выдачи;

18-29) разрабатывает правила проведения освидетельствования мест рубок на участках государственного лесного фонда;

18-30) разрабатывает правила применения клейм в государственном лесном фонде;

18-31) разрабатывает правила учета, определения и возмещения ущерба, причиняемого пожарами на территории лесного фонда;

18-32) разрабатывает правила учета и определения ущерба, причиненного незаконными порубками на территории лесного фонда;

18-33) разрабатывает нормы положенности средств пожаротушения в местах проведения лесопользователями оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских, спортивных и других мероприятий на территории государственного лесного фонда;

18-34) разрабатывает правила государственной регистрации договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда в территориальных подразделениях;

18-35) разрабатывает правила возмещения расходов на закладку и выращивание плантаций быстрорастущих древесных и кустарниковых пород, на создание и развитие частных лесных питомников;

18-36) разрабатывает положение о лесной пожарной станции государственного лесовладельца;

18-37) разрабатывает правила по осуществлению государственного контроля и надзора в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения должностными лицами государственной лесной инспекции Республики Казахстан;

18-38) разрабатывает положение о государственной лесной охране;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

2. Территориальные подразделения уполномоченного органа (далее - территориальные подразделения):

1) участвуют в разработке и выполнении программ по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

1-1) участвуют в выработке предложений по формированию государственной лесной политики и ее реализации;

2) Исключен в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV

3) осуществляют государственный контроль за качеством выполнения лесохозяйственных мероприятий и их соответствием лесоустроительным проектам на участках государственного лесного фонда;

4) Исключен в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV

5) рассматривают отчет руководителя структурного подразделения местного исполнительного органа области, ведающего лесным хозяйством, а также руководителей лесных учреждений и природоохранных организаций по вопросам состояния, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

6) приостанавливают, ограничивают и прекращают право лесопользования на участках государственного лесного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) рассматривают дела об административных правонарушениях в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий;

8) Исключен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

9) осуществляют путем проверок государственный контроль и надзор за:

количественными и качественными изменениями в лесном фонде, его санитарным состоянием;

порядком передачи лесных ресурсов в лесопользование на участках государственного лесного фонда и соблюдением договоров долгосрочного лесопользования;

выполнением требований пожарной безопасности в лесах, мероприятий по предупреждению лесных пожаров, по обеспечению их своевременного обнаружения и ликвидации, а также точностью учета площадей гарей и определением причиненного пожарами ущерба государственному лесному фонду, своевременностью принятых мер по ликвидации последствий лесных пожаров;

выполнением мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, своевременностью принятых мер по предупреждению возникновения, распространения, точностью учета и прогнозирования очагов вредителей и болезней леса, ослабления и гибели насаждений от неблагоприятных воздействий природного и антропогенного характера;

отводом лесосек;

соблюдением правил отпуска древесины на корню и рубок леса, иных правил лесопользования на участках государственного лесного фонда;

соблюдением режимов охраны в лесах особо охраняемых природных территорий;

соблюдением лесосеменного районирования, правил заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством, ведением питомнического хозяйства на участках государственного лесного фонда;

использованием земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и охраной этих земель;

соблюдением порядка пользования государственным лесным фондом при строительных работах, добыче полезных ископаемых, прокладке коммуникаций и выполнении иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием;

10) согласовывают с местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы разработанные ими проекты ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда (за исключением ставок за древесину, отпускаемую на корню);

11) осуществляют проверку материалов тендеров и условий договоров на участках государственного лесного фонда, находящихся в функциональном ведении местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и представляют заключение в уполномоченный орган;

12) осуществляют государственную регистрацию договора долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда.

3. Решения уполномоченного органа и его территориальных органов, принятые в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

Статья 14. Компетенция местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Местные представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:

1) утверждают региональные программы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению;

2) утверждают ставки платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда (за исключением ставок за древесину, отпускаемую на корню) на основании расчетов, составленных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, согласованных с территориальными подразделениями;

3) рассматривают отчеты местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и организаций по вопросам состояния, охраны, защиты, пользования лесным фондом, находящимся в его функциональном ведении, воспроизводства лесов и лесоразведения;

4) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Статья 15. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы:

1) разрабатывают по согласованию с уполномоченным органом и реализуют региональные программы по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению;

1-1) участвуют в выработке предложений по формированию государственной лесной политики и ее реализации;

2) организовывают и обеспечивают охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на территории государственного лесного фонда, находящегося в их функциональном ведении;

3) разрабатывают, утверждают и реализуют выполнение ежегодных планов мероприятий по профилактике лесных пожаров и борьбе с ними на территории государственного лесного фонда;

4) определяют порядок привлечения физических и юридических лиц, а также противопожарной техники, транспортных и других средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе физических лиц средствами передвижения, пожаротушения, питанием и медицинской помощью;

5) оказывают содействие функционированию общественных пожарных объединений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон в лесу для тушения пожаров на территории государственного лесного фонда;

7) обеспечивают контроль за проведением крестьянскими и фермерскими хозяйствами и иными сельскохозяйственными организациями сжигания стерни, пожнивных и иных растительных остатков на сельскохозяйственных полях, пастбищах и сенокосах, отжигов травянистой растительности на территориях, прилегающих к лесному фонду;

8) организовывают противопожарную пропаганду, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

9) координируют работу по борьбе с лесными пожарами на территории области с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий;

10) организовывают на территории лесного фонда работу по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению его санитарного состояния;

11) принимают решения о запрещении пребывания физических лиц на территории государственного лесного фонда, об ограничении права лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, а также в периоды высокой пожарной опасности в лесу;

12) подготавливают материалы по государственному учету лесного фонда, государственному лесному кадастру, государственному мониторингу лесов, находящихся в их функциональном ведении, для представления их уполномоченному органу;

13) принимают законченные объекты и готовую продукцию, произведенную в результате проведения лесохозяйственных мероприятий на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении;

13-1) разрабатывают проекты ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда (за исключением ставок за древесину, отпускаемую на корню);

14) организовывают и проводят тендеры по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование на участках государственного лесного фонда, находящихся в их функциональном ведении, с участием уполномоченного органа и местного представительного органа области;

15) Исключен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

16) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Исключена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

Статья 17. Исключена Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

Статья 18. Основная деятельность лесного учреждения

Лесное учреждение:

1) участвует в разработке и выполнении программ охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

2) выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, содержанию постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций, заготовке, переработке и хранению лесных семян;

3) определяет в соответствии с лесоустроительными проектами места и объемы лесопользования;

4) подготавливает материалы для выставления лесных ресурсов на тендеры;

5) обеспечивает рациональное использование лесных ресурсов;

6) выдает лесорубочные и лесные билеты на лесопользование;

7) принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий;

8) участвует в работах по ведению государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов, лесоустройства на территории государственного лесного фонда;

9) осуществляет приемку законченных объектов и готовой продукции, произведенной в результате проведения лесохозяйственных мероприятий лесопользователями, в соответствии с лесным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

10) Исключен в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 176-III

11) Исключен в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 176-III

12) Исключен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

13) осуществляет мероприятия по охране животного мира на участках государственного лесного фонда, предоставленных ему на праве лесовладения.

Статья 18-1. Виды деятельности республиканских государственных предприятий в области обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Республиканские государственные предприятия в области обеспечения охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения осуществляют:

1) лесоустройство на территории государственного лесного фонда;

2) авиационные работы по охране и защите лесного фонда;

3) воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) искусственное разведение объектов растительного мира;

5) лесохозяйственное проектирование.

Глава 4. Государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования

лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

Статья 19. Государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения

1. Государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения осуществляется с целью соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, в том числе охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, их учета, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий

2. Государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения, иные государственные органы в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан.

3. Государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения осуществляются путем проверок и наблюдений.

Проверки и наблюдения осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 20. Государственная лесная инспекция Республики Казахстан

1. Государственная лесная инспекция Республики Казахстан состоит из должностных лиц ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений, осуществляющих государственный контроль и надзор в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий.

1-1. Руководитель ведомства уполномоченного органа является по должности одновременно Главным государственным лесным инспектором Республики Казахстан.

2. Заместители руководителя ведомства уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно заместителями Главного государственного лесного инспектора Республики Казахстан.

3. Руководители структурных подразделений ведомства уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно старшими государственными лесными инспекторами Республики Казахстан.

4. Специалисты уполномоченного органа, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно государственными лесными инспекторами Республики Казахстан.

5. Руководители территориальных подразделений ведомства являются по должности одновременно главными государственными лесными инспекторами соответствующих областей.

6. Заместители руководителей территориальных подразделений ведомства, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно заместителями главных государственных лесных инспекторов соответствующих областей.

7. Руководители структурных подразделений территориальных подразделений ведомства, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно старшими государственными лесными инспекторами соответствующих областей.

8. Специалисты территориальных подразделений ведомства, ведающие вопросами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, животного мира и особо охраняемых природных территорий, являются по должности одновременно государственными лесными инспекторами соответствующих областей.

Статья 21. Права и обязанности должностных лиц государственной лесной инспекции Республики Казахстан

1. Должностные лица государственной лесной инспекции Республики Казахстан вправе:

1) осуществлять проверку всех видов работ и мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесопользованию, а также контроль за соблюдением порядка, установленного законодательством Республики Казахстан, при производстве в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием на территории лесного фонда, и давать физическим и юридическим лицам письменные указания по устранению выявленных недостатков;

2) Исключен в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV

3) составлять протоколы об административных правонарушениях в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий;

3-1) выдавать предписания об устранении нарушений настоящего Кодекса и постановлений Правительства Республики Казахстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

3-2) выносить постановления:

о привлечении виновных лиц к административной ответственности в случае нарушения настоящего Кодекса и постановлений Правительства Республики Казахстан в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

об изъятии добытых лесных ресурсов, средств транспорта, орудий их добывания для временного хранения до вынесения судебного решения;

3-3) составлять акт о результатах проверки;

4) приостанавливать, ограничивать, прекращать право лесопользования в соответствии с законами Республики Казахстан;

5) предъявлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, иски к физическим и юридическим лицам о возмещении ущерба, причиненного государственному лесному фонду нарушением лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий

6) вносить представления руководителям соответствующих государственных органов о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий, о нар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: