Инфраструктура рынка ценных бумаг как система управления инвестиционными рисками

Растущее количество и разнообразие финансовых инструментов, предлага­емых мировым фондовым рынком, обилие факторов, влияющих на изменение их «потребительной стоимости», приводят к тому, что индивидуальный инве­стор зачастую не имеет возможности и/или желания оценить всю совокуп­ность рисков, связанных с инвестированием в конкретные финансовые инст­рументы. Процесс делегирования полномочий и ответственности за принятие инвестиционного решения ведет к формированию системы все более специа­лизированных финансовых посредников, берущих на себя за определенное вознаграждение следующие функции:

—анализа всей совокупности инвестиционных рисков либо какого-либо отде­льного их класса;

—принятия инвестиционных решений;

—предоставления информации, необходимой для принятия таких решений;

—страхования инвестора от того или иного вида рисков.

Сложившуюся за время существования фондового рынка систему таких по­средников называют инфраструктурой рынка ценных бумаг (финансовой инф­раструктурой). Цель финансовой инфраструктуры состоит в минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционный риск — это возможность полной или частичной потери инвестируемого капитала, обесценивания инвестици­онно-финансового портфеля вследствие каких бы то ни было причин, имею­щих случайную природу.

Сами ценные бумаги и сама по себе акционерная форма собственности яв­ляются инструментами ограничения или управления рисками, связанными с производственной деятельностью предприятия, и, следовательно, могут рас­сматриваться как элементы инфраструктуры. В этом смысле все инвестицион­ные риски, возникающие при совершении операций с ценными бумагами, яв­ляются производными (вторичными) по отношению к базовым предпринима­тельским рискам (рис. 9.4).

Сталкиваясь с рисками, присущими неорганизованному рынку ценных бу­маг на ранних этапах его развития (риск неисполнения обязательств контр­агентом, риски сохранности и подлинности ценных бумаг, отсутствия досто­верной информации, манипулирования ценами и т. п.), инвестор осознает по­требность в создании системы профессиональных участников фондового рын-


Глава 9


               
     
 
     


Первичные

(базовые)

риски R

Обоснование

инвестиционного

решения

«Доход –

– Инвестиции –

R'C > 0»

Инвестиции


Вторичные

(остаточные)

риски R'

Обоснование

СУР «Δ R – C > 0, Δ R = R – R'»

Доход


Рис. 9.4. Финансовая инфраструктура как элемент системы управления инвестиционными рисками (СУР)

ка, берущих на себя ответственность за минимизацию этих рисков и защиту интересов инвестора.

Рассмотрим далее риски, возникающие у портфельного инвестора при со­вершении операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг (т. е. рынке, обслуживаемом развитой системой финансовых посредников). Для данного уровня делегирования функций по управлению рисками базовым можно считать системный или инфраструктурный риск, заключающийся в воз­можности потери инвестируемого капитала вследствие непредвиденных изме­нений или неэффективности функционирования финансовой инфраструкту­ры. Стремление инвестора к его исключению ведет, в свою очередь, к возник­новению потребности в органе (или системе органов), отвечающем за надеж­ность и эффективность функционирования системы финансовых посредни­ков в целом. Данную функцию, возлагаемую, как правило, на государственные учреждения или на коллективные представительные органы профессиональ­ных участников фондового рынка, определяют как регулирование.

На следующем уровне развития системы управления рисками (уровне регу­лируемого фондового рынка) инвестор сталкивается с необходимостью управле­ния политическими (законодательство, характеристики системы государствен­ного управления и самоуправления, и т. д.), макроэкономическими (структур­ные пропорции, темпы и уровень развития экономики) и микроэкономиче­скими (стандарты внутренней организации субъектов инфраструктуры, харак­теристики их систем управления, учета и контроля, особенности используе­мых технологий) рисками. Таким образом, инвестор возвращается к рассмот-


Технология риск-менеджмента

рению базовых предпринимательских рисков, но уже на качественно ином уровне.

Решение задач, связанных с управлением политическими и макроэкономи­ческими рисками, как правило, находится вне рамок взаимодействия эконо­мических субъектов и описывается в терминах политических и межгосударст­венных отношений. С точки зрения инвесторов посредниками в управлении рисками данного вида могут являться организации, ставящие целью лоббиро­вание их интересов на государственном уровне (политические партии и дви­жения, профессиональные ассоциации и бизнес-клубы). Управление микро­экономическими рисками может осуществляться путем влияния на формиро­вание макроэкономической (в том числе индустриальной) политики государ­ства, но чаще всего для их минимизации задействуются финансовые посред­ники (аудиторские компании, управленческие консультанты и т. п.), рассмат­риваемые далее как элементы финансовой инфраструктуры.

Описанная система управления инвестиционными рисками демонстрирует объективность формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг как инст­румента минимизации рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: