Этапы формирования службы снабжения

Организация материально-технического снабжения сельс­кого хозяйства являлась важной составной частью хозяйствен­но-организаторской деятельности Советского государства.

С первых дней Советской власти были созданы специаль­ные государственные органы, руководившие снабжением де­ревни машинами, семенами и материалами. В 1918—1923 годах эти задачи осуществлял Народный комиссариат продовольствия РСФСР, имевший свои органы в губерниях и уездах страны — продкомы. Кроме того, в годы гражданской войны и интервен­ции обеспечением деревни машинами и орудиями занимался Комитет помощи голодающим («Помгол»), безвозмездно снаб­жавший орудиями производства деревенскую бедноту охвачен­ных голодом районов страны.

В 20-е годы материально-техническое снабжение деревни было сосредоточено в Народном комиссариате земледелия, ко­торый имел в своем составе последовательно ряд торгово-снаб-женческих организаций (управление «Госсельсклад» с сетью складов в губерниях и уездах, Союзное акционерное общество «Союзсельхозсклад» и т. д.). Наряду с этими государственны­ми организациями продажей сельскому хозяйству средств про­изводства в 1920—1926 г. занималась также сельскохозяйствен­ная кредитная кооперация. Она продавала крестьянам кон­ные плуги, сеялки, бороны, конные молотилки и другие ма­шины и орудия.

Начиная с 1926 г. планированием продажи материально-технических средств деревне занимался также Комитет по ре­гулированию снабжения сельского хозяйства при Наркомате внутренней и внешней торговли СССР. Создание этого органа было вызвано слабостью индустриальной базы нашей страны в те годы и необходимостью импорта значительного количества техники для сельского хозяйства.

В 30-е годы после коллективизации в деревне снабжением колхозов, совхозов и МТС техникой и материалами занима­лись Всесоюзное объединение «Сельхозснабжение» и созданная

позднее на его базе контора «Сельхозснабжение» при Нар­комате земледелия СССР. Эти ортанизации имели в своем со­ставе краевые и областные конторы с сетью складов и магази­нов, находившихся в ведении краевых и областных земельных управлений.

Характерной особенностью и недостатком организации ма­териально-технического снабжения сельского хозяйства в пер­вые послевоенные годы являлась чрезмерная ведомственная разобщенность этого дела.

Наиболее крупной организацией сельскохозяйственного снабжения была система Главсельснаба Министерства сельс­кого хозяйства СССР, которая обеспечивала средствами про­изводства МТС, колхозы, ремонтные предприятия и прочие организации министерства. В 1956 г. эта организация насчиты­вала в своем составе 3095 республиканских, краевых, област­ных, межрайонных и районных баз и складов. Колхозы снаб­жались частью средств производства (автомобилями, рядом сель­хозмашин, лесными, строительными материалами, нефтепро­дуктами, трубами) через потребительскую кооперацию.

Параллельно с системой Главсельснаба и потребкооперации действовала система Главсовхозснаба Министерства совхозов СССР, которая снабжала совхозы и другие предприятия и орга­низации своего министерства. Она имела в 1956 г. 165 снабжен­ческих точек. Поскольку сеть баз Главсовхозснаба была очень редкой и находилась в основном в республиканских и област­ных центрах, совхозы были вынуждены ездить за предметами снабжения на базы в среднем за 150—200 км, тогда как среднее расстояние от колхоза и МТС до баз Главсельснаба равнялось всего 23—25 км. Чрезмерно дальние перевозки предметов снаб­жения отрицательно сказывались на экономике совхозов.

Существовали также снабженческие организации мини­стерств (главных управлений) водного хозяйства (или мелиора­ции) союзных республик, сеть баз которых была расположена в тех же точках, где и базы «Сельхозснаба» и «Совхозснаба».

Такая система материально-технического снабжения сельс­кого хозяйства приводила к распылению средств производства по многим снабженческим организациям, к параллелизму в их работе, безответственности за снабжение сельскохозяйственных предприятий и удорожанию средств производства из-за высо­ких издержек обращения товаров в многоведомственной тор­говой сети.

Поэтому в 1957 г. снабжение МТС, колхозов, совхозов, а также всех прочих сельскохозяйственных предприятий незави­симо от их ведомственной подчиненности было сосредоточено в системе Главснаба Министерства сельского хозяйства СССР, которому была передана складская сеть Министерства совхо­зов и министерств водного хозяйства союзных республик. Глав-сельснаб снабжал колхозы тракторами, навесными машинами, электрооборудованием, трубами и некоторыми другими сред­ствами производства, которые раньше продавала колхозам по­требкооперация. Однако последняя все еще продавала колхо­зам такие важнейшие средства производства, как автомобили, автомобильные прицепы, лесные и строительные материалы, металл, нефтепродукты и т. д., которые раньше продавались колхозам по повышенным розничным ценам.

Система баз Глававтотракторосбыта Министерства трактор­ного и сельскохозяйственного машиностроения СССР снабжа­ла сельскохозяйственные предприятия автотракторными дета­лями. МТС и совхозы снабжались горючим и смазочными ма­териалами через базы Главнефтесбыта Министерства нефтяной промышленности СССР.

Дальнейшее изменение системы сельскохозяйственного снабжения было связано с осуществленными в 1958—1959 го­дах мерами по реорганизации машинно-тракторных станций и продаже их техники колхозам. Этими мероприятиями снабже­ние колхозов и совхозов основной номенклатурой материаль­но-технических средств было сосредоточено во вновь органи­зованных ремонтно-технических станциях. На начало 1960 г. РТС страны имели более 3,5 тыс. торгово-снабженческих баз, которые обеспечивали колхозы и совхозы техникой, запасны­ми частями, горючим, удобрениями и прочими видами средств производства. Однако вновь созданная система материально-технического снабжения сельского хозяйства через РТС имела существенные недостатки.

Наряду с базами РТС продолжала существовать и разветв­ленная сеть баз и складов «Сельхозснаба» и Автотрактороснаб-сбыта, которая выполняла функции перевалки товаров, посту­пающих от промышленности в складскую сеть РТС. Кроме того, базы этих систем продавали значительную часть материально-технических средств колхозам и совхозам, дублируя тем самым снабженческую работу РТС. Нефтебазы РТС, созданные на ос­нове бывших МТС, по-прежнему получали горючее и смазоч­ные материалы на базах Главнефтеснабсбыта.

С целью ликвидации параллелизма и дублирования в рабо­те различных снабженческих систем ремонтно-технические станции в начале 1960 г. были освобождены от функций мате­риально-технического снабжения колхозов и совхозов. Для выполнения этих функций при советах министров союзных республик были созданы главные управления по торговле това­рами производственного назначения для сельского хозяйства (сокращенно «Главторгмаш»).

Система «Главторгмаш» объединила все конторы, отделе­ния, базы и склады систем Главе ельснаба и Глававтотрактор-оснабсбыта, а также торгово-снабкенческие базы РТС, кото­рые были выделены из их состава. За системой Центросоюза СССР была сохранена продажа колхозам лесных и строитель­ных материалов, черных и цветньп металлов, твердого топлива и хозяйственно-подсобных товаров.

Торговля всеми видами нефтепродуктов для колхозов, со­вхозов и других сельскохозяйственных предприятий была сосре­доточена в системе Нефтеснабсбыга при Госпланах союзных рес­публик, которым были переданы нефтебазы бывших РТС.

Организация «Главторгмаша» при правительствах союзных республик явилась крупным шагом вперед в деле создания еди­ной системы сельскохозяйственного снабжения: были объеди­нены базы и склады двух крупнейших систем — «Сельхозснаб» и «Автотрактороснабсбыт», в результате чего устранялся парал­лелизм в их работе и были созданы предпосылки для значи­тельного сокращения расходов по содержанию снабженческо-сбытового аппарата.

В начале 1961 года была реорганизована система производ­ственно-технического обслуживания колхозов и совхозов, вклю­чая и их материально-техническое снабжение. На базе ремонт­ных мастерских и механизированных отрядов бывших ремонт-но-технических станций, а также торговых баз и складов «Глав-тормаша» были созданы объединения по продаже сельскохозяй­ственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах (сокращенно — Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника»). Объединение являлось союзно-республиканским органом и было подчинено непосредственно Совету Министров СССР. Объединение отве­чало за проведение комплексной механизации колхозного и со­вхозного производства, внедрение новой, высокопроизводитель­ной техники и электроэнергии, прогрессивной технологии ме­ханизированных работ, достижений науки и передового опыта в области механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. В его задачу входила организация высокопроиз­водительного использования, технического обслуживания, ре­монта и хранения машин колхозов и совхозов. Объединение яв­лялось посредником между сельскохозяйственными предприя­тиями и промышленностью в части обеспечения их материально-техническими средствами. Оно было призвано всесторонне учитывать потребности колхозов и совхозов в технике и других средствах производства и принимало меры для удовлетворения этой потребности промышленностью.

Общее плановое руководство материально-техническим снабжением сельского хозяйства осуществляли высшие плано­вые органы — Государственный плановый комитет СССР, Го­сударственный комитет Совета Министров СССР по матери­ально-техническому снабжению (Госснаб СССР), а также Гос­планы союзных республик. Эти органы в плановом порядке согласовывали выявленную потребность сельского хозяйства в средствах производства с источниками ее покрытия, выделяли плановые ресурсы снабжения для сельскохозяйственных пред­приятий, контролировали выполнение планов снабжения сель­ского хозяйства.

За каждым центральным плановым органом была закреп­лена определенная номенклатура материально-технических средств, которую они выделяли отдельной строкой для нужд сельского хозяйства в фондах (планах снабжения) союзных республик.

Составление планов распределения по наиболее важным ви­дам продукции осуществлял Госплан СССР. Он планировал по­ставку для сельского хозяйства союзных республик тракторов, автомобилей, автоцистерн, автогрейдеров, автомобильных кра­нов, передвижных электростанций, экскаваторов, бульдозеров и скреперов, металлорежущих станков, основных видов нефтепро­дуктов, минеральных удобрений, пневматических шин для авто­мобилей и сельхозмашин, труб, черных и цветных металлов.

«Союзсельхозтехника» распределяла по союзным республи­кам сельскохозяйственные машины всех видов, запасные части и узлы к тракторам, автомобилям, сельхозмашинам и земле­ройной технике, ремонтно-технологическое оборудование (кро­ме металлорежущих станков), специальный ремонтный инст­румент, оборудование для водоснабжения (насосы), лаборатор­ное оборудование, стекло, резинотехнические, асбестовые, проб­ковые и стеклянные изделия для ремонта техники.

На Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» была возложена организация продажи колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям всех материально-техни­ческих средств, за исключением горючего и смазочного мате­риалов. Однако объединение отвечало за выявление потребно­сти сельского хозяйства в нефтепродуктах, нормирование их расхода, правильную организацию хранения и использования в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, на объединение «Союзсельхозтехника» было воз­ложено обеспечение государственных, кооперативных предприя­тий и организаций всего народною хозяйства запасными частями, узлами и агрегатами, электрооборудованием, приборами и обору­дованием к автомобилям, тракторам; и сельскохозяйственным ма­шинам, резинотехническими изделиями, а также ремонтно-техно-логаческим оборудованием и специальным инструментом для экс­плуатации и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин. В 1978 году «Союзсельхозтехника» была преобразована в Государ­ственный комитет по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госкомсельхозтехника СССР).

Комитет продолжал оставаться посредником между промыш­ленностью и сельским хозяйством по снабжению материально-техническими ресурсами, а также осуществлял производствен­но-техническое обслуживание колхозов и совхозов.

В стране функционировало 15 республиканских, 137 регио­нальных и 3618 районных объединений (отделений) Госком-сельхозтехники, 208 межрайонных объединений, 406 самостоя­тельных баз снабжения и комплектования, 337 ремонтных за­водов и 493 автохозяйства. В системе работало 1566 тыс. чел., в том числе 321 тыс. инженерно-технических работников.

Техническая база торгово-снабженческой деятельности включала в себя 3209 баз снабжения всех уровней и обеспечи­вала непрерывный рост товарного оборота от 5 млрд. руб. в 1961 г. до 25 млрд. руб. в 1985 году.

С начала 70-х годов была организована централизованная доставка машин, запасных частей и других ресурсов непосред­ственно в хозяйства, были созданы технические обменные пун­кты для сбора и доставки на ремпредприятия узлов и агрегатов, построены цехи для досборки и обкатки новых машин, на ба­зах был организован входной контроль качества.

Наценки на поставляемую продукцию не превышали в сред­нем 11,2 %.

В 1978 г. из «Союзсельхозтехники» была выделена агрохи­мическая служба и образовано Всесоюзное производственно-научное объединение по агрохимическому обслуживанию сель­ского хозяйства («Союзсельхозхимия»), подчиненное Министер­ству сельского хозяйства СССР. Объединение осуществляло снабжение села минеральными удобрениями и ядохимикатами и проведение наиболее сложных и ответственных работ по аг­рохимическому обслуживанию колхозов и совхозов.

Однако следует отметить, что в организации производствен­но-технического обеспечения сельского хозяйства наблюдались и негативные моменты.

Планирование капитальных ремонтов техники исходило от Госплана СССР, то есть «Союзсельхозтехника» была вынужде­на ежегодно наращивать объемы ремонта, что не всегда соот­ветствовало действительной потребности в ремонте и приводи­ло к увеличению затрат на эти цели.

Госкомсельхозтехника СССР просуществовала 25 лет — вплоть до 1986 года. За эти годы была создана мощная ремонтно-обслуживающая база для сельского хозяйства, которая по­зволяла обеспечивать готовность машинно-тракторного парка колхозов и совхозов в напряженные периоды полевых работ не ниже 90 %. Особое внимание уделялось обслуживанию энергонасыщенных тракторов типа К-700 и Т-150. Для этих целей в каждом районе были созданы специализированные станции технического обслуживания. Успешно действовала сеть стан­ций для обслуживания оборудования животноводческих ферм и автомобилей.

В 1986 году Система сельхозтехники вместо дальнейшего усовершенствования была упразднена и ее функции переданы Госагропрому СССР, в который были включены Минсельхоз, Минплодоовощхоз, Минпищепром, Минмясомолпром, Мин-сельхозстрой, Госкомсельхозтехника, а также передана часть функций Министерства заготовок, Министерства легкой про­мышленности и Минводхоза.

Вместе с указанными министерствами и ведомствами в Госагропром СССР были переданы их органы материально-тех­нического снабжения, которые были объединены в единую си­стему Агроснаба.

Эта структура ресурсного обеспечения АПК просущество­вала на союзно-республиканском уровне до 1992 года, то есть до распада СССР.

В 1991 году функции бывшей Госкомсельхозтехники были переданы Минсельхозпроду Российской Федерации как самосто­ятельного государства на постсоветском пространстве. В этот пе­риод в составе Минсельхозпрода России было создано главное управление материально-технического обеспечения АПК, в веде­ние которого были переданы все предприятия и организации си­стемы агроснабжения на территории Российской Федерации.

В 1992 году главное управление материально-технического обеспечения АПК было преобразовано в АО, а затем ОАО «Росагроснаб». На основе объединения усилий предприятий агро­снабжения в регионах страны ОАО «Росагроснаб» сумело сфор­мировать и сохранить широко разветвленную товаропроводя­щую сеть в агрокомплексе России, которая функционирует до настоящего времени.

Описанный выше опыт формирования в течение многих де­сятилетий системы органов материально-технического снабже­ния села показывает, что в ходе почти непрерывных реорганиза­ций этих органов постепенно вырабатывалась единая система агроснабжения, которая отвечала за ресурсное обеспечение все­го сельского хозяйства, и отмирали органы, снабжавшие только отдельные группы предприятий (например, лишь совхозы или водное хозяйство) или только частью общей номенклатуры не­обходимых селу ресурсов (например, запасными частями к тех­нике). Тем самым устранялись дорогостоящие параллелизм и дублирование функций снабжения, порождавшие безответствен­ность снабжающих организаций за своевременность и полноту ресурсного обеспечения сельского хозяйства.

Эта закономерность обусловлена объективными особенно­стями сельскохозяйственного производства — и прежде всего строго ограниченными сроками проведения полевых работ, требующих гарантированного обеспечения хозяйств всей но­менклатурой техники и ресурсов именно к этим срокам, что не под силу раздробленным ведомственным организациям агроснабжения. Указанное требование сохраняет свою актуальность и в настоящее время в виде необходимости полного восстанов­ления единой логистической системы ресурсообеспечения сель­ского хозяйства.

Ходом развития системы агроснабжения было отвергнуто и искусственное объединение функций снабжения сельского хозяй­ства и организации ремонта его техники, которое в условиях эко­номического хаоса в стране могло привести к негативным по­следствиям как в ресурсном обеспечении села, так и в организа­ции его ремонтно-технического обслуживания. Многолетний опыт показал, что система агроснабжения должна развиваться как са­мостоятельная отрасль инфраструктуры сельского хозяйства, а не находиться в зависимости от каких-либо других обслуживающих отраслей, которые она сама обязана обеспечивать ресурсами на равных со всеми условиях. Это особенно важно при переходе к рыночной экономике, при которой все отрасли должны работать на самоокупаемости и выдерживать конкуренцию других субъек­тов рынка, осуществляющих аналогичные с ними функции, а не зависеть от других отраслей инфраструктуры.

Уроки прошлого заставляют задуматься о дальнейшей судьбе системы агроснабжения с тем, чтобы не повторять допущенных ранее ошибок. Главный вывод заключается в том, что необходи­мо всеми возможными средствами сохранять единство системы агроснабжения как гаранта своевременного и комплектного ма­териально-технического обеспечения сельского хозяйства.





Подборка статей по вашей теме: