Организация материально-технического снабжения сельского хозяйства являлась важной составной частью хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства.
С первых дней Советской власти были созданы специальные государственные органы, руководившие снабжением деревни машинами, семенами и материалами. В 1918—1923 годах эти задачи осуществлял Народный комиссариат продовольствия РСФСР, имевший свои органы в губерниях и уездах страны — продкомы. Кроме того, в годы гражданской войны и интервенции обеспечением деревни машинами и орудиями занимался Комитет помощи голодающим («Помгол»), безвозмездно снабжавший орудиями производства деревенскую бедноту охваченных голодом районов страны.
В 20-е годы материально-техническое снабжение деревни было сосредоточено в Народном комиссариате земледелия, который имел в своем составе последовательно ряд торгово-снаб-женческих организаций (управление «Госсельсклад» с сетью складов в губерниях и уездах, Союзное акционерное общество «Союзсельхозсклад» и т. д.). Наряду с этими государственными организациями продажей сельскому хозяйству средств производства в 1920—1926 г. занималась также сельскохозяйственная кредитная кооперация. Она продавала крестьянам конные плуги, сеялки, бороны, конные молотилки и другие машины и орудия.
Начиная с 1926 г. планированием продажи материально-технических средств деревне занимался также Комитет по регулированию снабжения сельского хозяйства при Наркомате внутренней и внешней торговли СССР. Создание этого органа было вызвано слабостью индустриальной базы нашей страны в те годы и необходимостью импорта значительного количества техники для сельского хозяйства.
В 30-е годы после коллективизации в деревне снабжением колхозов, совхозов и МТС техникой и материалами занимались Всесоюзное объединение «Сельхозснабжение» и созданная
позднее на его базе контора «Сельхозснабжение» при Наркомате земледелия СССР. Эти ортанизации имели в своем составе краевые и областные конторы с сетью складов и магазинов, находившихся в ведении краевых и областных земельных управлений.
Характерной особенностью и недостатком организации материально-технического снабжения сельского хозяйства в первые послевоенные годы являлась чрезмерная ведомственная разобщенность этого дела.
Наиболее крупной организацией сельскохозяйственного снабжения была система Главсельснаба Министерства сельского хозяйства СССР, которая обеспечивала средствами производства МТС, колхозы, ремонтные предприятия и прочие организации министерства. В 1956 г. эта организация насчитывала в своем составе 3095 республиканских, краевых, областных, межрайонных и районных баз и складов. Колхозы снабжались частью средств производства (автомобилями, рядом сельхозмашин, лесными, строительными материалами, нефтепродуктами, трубами) через потребительскую кооперацию.
Параллельно с системой Главсельснаба и потребкооперации действовала система Главсовхозснаба Министерства совхозов СССР, которая снабжала совхозы и другие предприятия и организации своего министерства. Она имела в 1956 г. 165 снабженческих точек. Поскольку сеть баз Главсовхозснаба была очень редкой и находилась в основном в республиканских и областных центрах, совхозы были вынуждены ездить за предметами снабжения на базы в среднем за 150—200 км, тогда как среднее расстояние от колхоза и МТС до баз Главсельснаба равнялось всего 23—25 км. Чрезмерно дальние перевозки предметов снабжения отрицательно сказывались на экономике совхозов.
Существовали также снабженческие организации министерств (главных управлений) водного хозяйства (или мелиорации) союзных республик, сеть баз которых была расположена в тех же точках, где и базы «Сельхозснаба» и «Совхозснаба».
Такая система материально-технического снабжения сельского хозяйства приводила к распылению средств производства по многим снабженческим организациям, к параллелизму в их работе, безответственности за снабжение сельскохозяйственных предприятий и удорожанию средств производства из-за высоких издержек обращения товаров в многоведомственной торговой сети.
Поэтому в 1957 г. снабжение МТС, колхозов, совхозов, а также всех прочих сельскохозяйственных предприятий независимо от их ведомственной подчиненности было сосредоточено в системе Главснаба Министерства сельского хозяйства СССР, которому была передана складская сеть Министерства совхозов и министерств водного хозяйства союзных республик. Глав-сельснаб снабжал колхозы тракторами, навесными машинами, электрооборудованием, трубами и некоторыми другими средствами производства, которые раньше продавала колхозам потребкооперация. Однако последняя все еще продавала колхозам такие важнейшие средства производства, как автомобили, автомобильные прицепы, лесные и строительные материалы, металл, нефтепродукты и т. д., которые раньше продавались колхозам по повышенным розничным ценам.
Система баз Глававтотракторосбыта Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР снабжала сельскохозяйственные предприятия автотракторными деталями. МТС и совхозы снабжались горючим и смазочными материалами через базы Главнефтесбыта Министерства нефтяной промышленности СССР.
Дальнейшее изменение системы сельскохозяйственного снабжения было связано с осуществленными в 1958—1959 годах мерами по реорганизации машинно-тракторных станций и продаже их техники колхозам. Этими мероприятиями снабжение колхозов и совхозов основной номенклатурой материально-технических средств было сосредоточено во вновь организованных ремонтно-технических станциях. На начало 1960 г. РТС страны имели более 3,5 тыс. торгово-снабженческих баз, которые обеспечивали колхозы и совхозы техникой, запасными частями, горючим, удобрениями и прочими видами средств производства. Однако вновь созданная система материально-технического снабжения сельского хозяйства через РТС имела существенные недостатки.
Наряду с базами РТС продолжала существовать и разветвленная сеть баз и складов «Сельхозснаба» и Автотрактороснаб-сбыта, которая выполняла функции перевалки товаров, поступающих от промышленности в складскую сеть РТС. Кроме того, базы этих систем продавали значительную часть материально-технических средств колхозам и совхозам, дублируя тем самым снабженческую работу РТС. Нефтебазы РТС, созданные на основе бывших МТС, по-прежнему получали горючее и смазочные материалы на базах Главнефтеснабсбыта.
С целью ликвидации параллелизма и дублирования в работе различных снабженческих систем ремонтно-технические станции в начале 1960 г. были освобождены от функций материально-технического снабжения колхозов и совхозов. Для выполнения этих функций при советах министров союзных республик были созданы главные управления по торговле товарами производственного назначения для сельского хозяйства (сокращенно «Главторгмаш»).
Система «Главторгмаш» объединила все конторы, отделения, базы и склады систем Главе ельснаба и Глававтотрактор-оснабсбыта, а также торгово-снабкенческие базы РТС, которые были выделены из их состава. За системой Центросоюза СССР была сохранена продажа колхозам лесных и строительных материалов, черных и цветньп металлов, твердого топлива и хозяйственно-подсобных товаров.
Торговля всеми видами нефтепродуктов для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий была сосредоточена в системе Нефтеснабсбыга при Госпланах союзных республик, которым были переданы нефтебазы бывших РТС.
Организация «Главторгмаша» при правительствах союзных республик явилась крупным шагом вперед в деле создания единой системы сельскохозяйственного снабжения: были объединены базы и склады двух крупнейших систем — «Сельхозснаб» и «Автотрактороснабсбыт», в результате чего устранялся параллелизм в их работе и были созданы предпосылки для значительного сокращения расходов по содержанию снабженческо-сбытового аппарата.
В начале 1961 года была реорганизована система производственно-технического обслуживания колхозов и совхозов, включая и их материально-техническое снабжение. На базе ремонтных мастерских и механизированных отрядов бывших ремонт-но-технических станций, а также торговых баз и складов «Глав-тормаша» были созданы объединения по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах (сокращенно — Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника»). Объединение являлось союзно-республиканским органом и было подчинено непосредственно Совету Министров СССР. Объединение отвечало за проведение комплексной механизации колхозного и совхозного производства, внедрение новой, высокопроизводительной техники и электроэнергии, прогрессивной технологии механизированных работ, достижений науки и передового опыта в области механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. В его задачу входила организация высокопроизводительного использования, технического обслуживания, ремонта и хранения машин колхозов и совхозов. Объединение являлось посредником между сельскохозяйственными предприятиями и промышленностью в части обеспечения их материально-техническими средствами. Оно было призвано всесторонне учитывать потребности колхозов и совхозов в технике и других средствах производства и принимало меры для удовлетворения этой потребности промышленностью.
Общее плановое руководство материально-техническим снабжением сельского хозяйства осуществляли высшие плановые органы — Государственный плановый комитет СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), а также Госпланы союзных республик. Эти органы в плановом порядке согласовывали выявленную потребность сельского хозяйства в средствах производства с источниками ее покрытия, выделяли плановые ресурсы снабжения для сельскохозяйственных предприятий, контролировали выполнение планов снабжения сельского хозяйства.
За каждым центральным плановым органом была закреплена определенная номенклатура материально-технических средств, которую они выделяли отдельной строкой для нужд сельского хозяйства в фондах (планах снабжения) союзных республик.
Составление планов распределения по наиболее важным видам продукции осуществлял Госплан СССР. Он планировал поставку для сельского хозяйства союзных республик тракторов, автомобилей, автоцистерн, автогрейдеров, автомобильных кранов, передвижных электростанций, экскаваторов, бульдозеров и скреперов, металлорежущих станков, основных видов нефтепродуктов, минеральных удобрений, пневматических шин для автомобилей и сельхозмашин, труб, черных и цветных металлов.
«Союзсельхозтехника» распределяла по союзным республикам сельскохозяйственные машины всех видов, запасные части и узлы к тракторам, автомобилям, сельхозмашинам и землеройной технике, ремонтно-технологическое оборудование (кроме металлорежущих станков), специальный ремонтный инструмент, оборудование для водоснабжения (насосы), лабораторное оборудование, стекло, резинотехнические, асбестовые, пробковые и стеклянные изделия для ремонта техники.
На Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» была возложена организация продажи колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям всех материально-технических средств, за исключением горючего и смазочного материалов. Однако объединение отвечало за выявление потребности сельского хозяйства в нефтепродуктах, нормирование их расхода, правильную организацию хранения и использования в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, на объединение «Союзсельхозтехника» было возложено обеспечение государственных, кооперативных предприятий и организаций всего народною хозяйства запасными частями, узлами и агрегатами, электрооборудованием, приборами и оборудованием к автомобилям, тракторам; и сельскохозяйственным машинам, резинотехническими изделиями, а также ремонтно-техно-логаческим оборудованием и специальным инструментом для эксплуатации и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин. В 1978 году «Союзсельхозтехника» была преобразована в Государственный комитет по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госкомсельхозтехника СССР).
Комитет продолжал оставаться посредником между промышленностью и сельским хозяйством по снабжению материально-техническими ресурсами, а также осуществлял производственно-техническое обслуживание колхозов и совхозов.
В стране функционировало 15 республиканских, 137 региональных и 3618 районных объединений (отделений) Госком-сельхозтехники, 208 межрайонных объединений, 406 самостоятельных баз снабжения и комплектования, 337 ремонтных заводов и 493 автохозяйства. В системе работало 1566 тыс. чел., в том числе 321 тыс. инженерно-технических работников.
Техническая база торгово-снабженческой деятельности включала в себя 3209 баз снабжения всех уровней и обеспечивала непрерывный рост товарного оборота от 5 млрд. руб. в 1961 г. до 25 млрд. руб. в 1985 году.
С начала 70-х годов была организована централизованная доставка машин, запасных частей и других ресурсов непосредственно в хозяйства, были созданы технические обменные пункты для сбора и доставки на ремпредприятия узлов и агрегатов, построены цехи для досборки и обкатки новых машин, на базах был организован входной контроль качества.
Наценки на поставляемую продукцию не превышали в среднем 11,2 %.
В 1978 г. из «Союзсельхозтехники» была выделена агрохимическая служба и образовано Всесоюзное производственно-научное объединение по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства («Союзсельхозхимия»), подчиненное Министерству сельского хозяйства СССР. Объединение осуществляло снабжение села минеральными удобрениями и ядохимикатами и проведение наиболее сложных и ответственных работ по агрохимическому обслуживанию колхозов и совхозов.
Однако следует отметить, что в организации производственно-технического обеспечения сельского хозяйства наблюдались и негативные моменты.
Планирование капитальных ремонтов техники исходило от Госплана СССР, то есть «Союзсельхозтехника» была вынуждена ежегодно наращивать объемы ремонта, что не всегда соответствовало действительной потребности в ремонте и приводило к увеличению затрат на эти цели.
Госкомсельхозтехника СССР просуществовала 25 лет — вплоть до 1986 года. За эти годы была создана мощная ремонтно-обслуживающая база для сельского хозяйства, которая позволяла обеспечивать готовность машинно-тракторного парка колхозов и совхозов в напряженные периоды полевых работ не ниже 90 %. Особое внимание уделялось обслуживанию энергонасыщенных тракторов типа К-700 и Т-150. Для этих целей в каждом районе были созданы специализированные станции технического обслуживания. Успешно действовала сеть станций для обслуживания оборудования животноводческих ферм и автомобилей.
В 1986 году Система сельхозтехники вместо дальнейшего усовершенствования была упразднена и ее функции переданы Госагропрому СССР, в который были включены Минсельхоз, Минплодоовощхоз, Минпищепром, Минмясомолпром, Мин-сельхозстрой, Госкомсельхозтехника, а также передана часть функций Министерства заготовок, Министерства легкой промышленности и Минводхоза.
Вместе с указанными министерствами и ведомствами в Госагропром СССР были переданы их органы материально-технического снабжения, которые были объединены в единую систему Агроснаба.
Эта структура ресурсного обеспечения АПК просуществовала на союзно-республиканском уровне до 1992 года, то есть до распада СССР.
В 1991 году функции бывшей Госкомсельхозтехники были переданы Минсельхозпроду Российской Федерации как самостоятельного государства на постсоветском пространстве. В этот период в составе Минсельхозпрода России было создано главное управление материально-технического обеспечения АПК, в ведение которого были переданы все предприятия и организации системы агроснабжения на территории Российской Федерации.
В 1992 году главное управление материально-технического обеспечения АПК было преобразовано в АО, а затем ОАО «Росагроснаб». На основе объединения усилий предприятий агроснабжения в регионах страны ОАО «Росагроснаб» сумело сформировать и сохранить широко разветвленную товаропроводящую сеть в агрокомплексе России, которая функционирует до настоящего времени.
Описанный выше опыт формирования в течение многих десятилетий системы органов материально-технического снабжения села показывает, что в ходе почти непрерывных реорганизаций этих органов постепенно вырабатывалась единая система агроснабжения, которая отвечала за ресурсное обеспечение всего сельского хозяйства, и отмирали органы, снабжавшие только отдельные группы предприятий (например, лишь совхозы или водное хозяйство) или только частью общей номенклатуры необходимых селу ресурсов (например, запасными частями к технике). Тем самым устранялись дорогостоящие параллелизм и дублирование функций снабжения, порождавшие безответственность снабжающих организаций за своевременность и полноту ресурсного обеспечения сельского хозяйства.
Эта закономерность обусловлена объективными особенностями сельскохозяйственного производства — и прежде всего строго ограниченными сроками проведения полевых работ, требующих гарантированного обеспечения хозяйств всей номенклатурой техники и ресурсов именно к этим срокам, что не под силу раздробленным ведомственным организациям агроснабжения. Указанное требование сохраняет свою актуальность и в настоящее время в виде необходимости полного восстановления единой логистической системы ресурсообеспечения сельского хозяйства.
Ходом развития системы агроснабжения было отвергнуто и искусственное объединение функций снабжения сельского хозяйства и организации ремонта его техники, которое в условиях экономического хаоса в стране могло привести к негативным последствиям как в ресурсном обеспечении села, так и в организации его ремонтно-технического обслуживания. Многолетний опыт показал, что система агроснабжения должна развиваться как самостоятельная отрасль инфраструктуры сельского хозяйства, а не находиться в зависимости от каких-либо других обслуживающих отраслей, которые она сама обязана обеспечивать ресурсами на равных со всеми условиях. Это особенно важно при переходе к рыночной экономике, при которой все отрасли должны работать на самоокупаемости и выдерживать конкуренцию других субъектов рынка, осуществляющих аналогичные с ними функции, а не зависеть от других отраслей инфраструктуры.
Уроки прошлого заставляют задуматься о дальнейшей судьбе системы агроснабжения с тем, чтобы не повторять допущенных ранее ошибок. Главный вывод заключается в том, что необходимо всеми возможными средствами сохранять единство системы агроснабжения как гаранта своевременного и комплектного материально-технического обеспечения сельского хозяйства.