Введение

Обеспечение агропромышленного производства материаль­но-техническими ресурсами играет решающую роль в его ин­тенсификации, в механизации, электрификации и автоматиза­ции производства, в мелиорации и химизации земель, а, следо­вательно, и в достижении намеченных объемов производства сель­хозпродукции и ее переработки. Нарушение необходимых объе­мов и сроков поставок техники и ресурсов приводит к сниже­нию уровня интенсификации производства и его падению с од­новременным ростом производственных издержек.

Это было наглядно продемонстрировано в годы реформиро­вания агропромышленного комплекса, когда многократное сни­жение объемов поставок материально-технических ресурсов яви­лось одним из определяющих факторов падения сельскохозяй­ственного производства.

Обеспечение АПК ресурсами предполагает наличие разви­тых товарных потоков между производителями и потребителя­ми. Изучением процессов товародвижения и связанных с ними информационных и финансовых потоков в сфере обращения про­дукции в различных отраслях экономики занимается специаль­ная отрасль экономической науки — логистика. Зарубежные и отечественные ученые внесли большой вклад в развитие этой науки - разработку основ ее теории, этапов развития, научной терминологии, связей логистики с другими отраслями науки, на­правлений практического применения на макро- и микроуров­нях системы ресурсообеспечения, транспорта и др. отраслей.

Особо значимая роль логистики в ресурсном обеспечении АПК, где велико влияние таких специфических факторов как наличие большого числа мелких потребителей, их распыленность по всей территории страны, удаленность от путей сообщения, зависимость производства от природного фактора, его резко вы­раженная сезонность и др. Очевидно, что все эти особые усло­вия влияют на конкретные организационно-экономические фор­мы логистических процессов в АПК. В этой связи требуется на­учное обоснование форм и методов формирования логистичес­ких систем в ресурсообеспечении АПК, их практического при­менения на макро- и микроуровнях, что имеет большую науч­ную и практическую значимость как важный фактор обеспече­ния страны продовольствием. Для этого молодые специалисты еще на стадии обучения должны освоить особенности агроснабжения в нашей стране и эффективно использовать передовые методы на практике.

Особенно это важно на современном этапе развития агрокомплекса и агроснабжения в условиях крайне низкой платежеспо­собности хозяйств, огромного диспаритета цен на промышлен­ную и сельскохозяйственную продукцию и других трудностей.

Положение осложнилось поспешным, непродуманным раз­рушением сложившихся в течение десятилетий логистических систем в сфере ресурсообеспечения АПК в ходе их разгосудар­ствления и приватизации, что привело к нарушению многолет­них хозяйственных связей между поставщиками и потребителя­ми материально-технических ресурсов.

В ситуации, когда из года в год ухудшалось финансовое по­ложение хозяйств АПК, снижались объемы товарооборота пред­приятий агроснабжения, ухудшалось их экономическое положе­ние и использование производственных фондов, указанные про­блемы требуют поиска новых методов работы, которые позволи­ли бы преодолеть отмеченные негативные тенденции в развитии системы агроснабжения.

Одним из направлений совершенствования торгово-посреднической деятельности является освоение методов маркетинга, получивших широкое распространение во всех странах с разви­той рыночной экономикой и дающих высокий эффект в услови­ях насыщенного товарами рынка и ограниченной покупатель­ной способности потребителей товаров.

Основным направлением маркетинговой деятельности, не­зависимо от модификации ее организационных форм, является подчинение производства и реализации материально-техничес­ких ресурсов потребностям и платежеспособному спросу потре­бителей. Этой основной целью маркетинга определяются все основные функции предприятий-изготовителей и посредничес­ких структур — начиная от выявления платежеспособного спро­са и кончая организацией поставок материально-технических ре­сурсов и расчетов с потребителями.

Рядом предприятий агроснабжения накоплен богатый опыт маркетинговой деятельности, давший высокий экономический эффект. Обобщение и распространение этого опыта имеет боль­шое практическое значение для нормальной работы системы аг­роснабжения в условиях рыночной экономики.

Система маркетинга включает управление движением про­дукции от производителя к потребителю на основе всесторонне­го изучения и прогнозирования спроса и покупательной спо­собности потребителей, воздействия на формирование спроса посредством рекламы и демонстрации товаров, оказания финан­совой помощи покупателям путем льготного кредитования и других форм финансирования. За последние несколько лет из-за неплатежеспособности сель­ских товаропроизводителей и отсутствия спроса с их стороны резко сократились поставки им техники, запасных частей, ме­таллопродукции, строительных материалов и других материаль­ных ресурсов. Это обусловило ухудшение состояния производ­ственного потенциала АПК. Поступление техники в сельское хозяйство по сравнению с 1990 т. уменьшилось в десятки раз, что крайне негативно сказалось на нагрузках и возрастном со­ставе машинно-тракторного пари.

В этих сложных экономических условиях большое значение приобретает использование зарубежного опыта поставок техники и оборудования на основе лизинга — то есть их долгосрочной аренды хозяйствам-лизингополучателям с оплатой в рассрочку на ряд лет действия лизингового договора. Опыт зарубежных стран показывает, что в условиях недостатка денежных средств у поку­пателей для приобретения машин за полную стоимость и затруд­ненности реализации их фирмами-изготовителями, форма лизин­говых поставок является взаимовыгодной для продавцов и поку­пателей, позволяет, используя изготовленную и поставленную тех­нику, поэтапно возмещать ее стоимость лизингодателям. Поэто­му лизинг техники является одной из удачных форм ее поставок в условиях низкой платежеспособности покупателей.

Опыт осуществления в России лизинговых поставок техники селу и АПК в целом за последние несколько лет со всей очевид­ностью показал высокую эффективность такой формы поставок для хозяйств-лизингополучателей. Анализ итогов лизинговых поставок техники селу за последние годы, выявление и решение возникающих в связи с этим проблем, а также разработка на­правлений дальнейшего развития лизинга техники селу, имеют большое научное и практическое значение.

Данный учебник поможет приобрести знания и практичес­кие навыки по организации материально-технического обеспе­чения, технического и снабженческого сервиса в сельском хо­зяйстве. Преодолеть характерные для АПК кризисные явления и помочь сельхозтоваропроизводителям в более полном удов­летворении их потребностей в технике, запасных частях и дру­гих материально-технических ресурсах с учетом их покупатель­ной способности, диверсификации работы предприятий агро-снабжения на рынке, повышения конкурентоспособности реа­лизуемых товаров за счет гибкой политики цен, наценок и дру­гих факторов.

В написании учебника использовались разработки ОАО «Рос-агроснаб», ВНИЭСХ, МГАУ им. В.П. Горячкина, ВНИИМС, ГОСНИТИ, ВИМ, МАДИ, Московской ассоциации коммерчес­ких складов, Российской Экономической Академии им. Г.В. Пле­ханова и других организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: