Обеспечение агропромышленного производства материально-техническими ресурсами играет решающую роль в его интенсификации, в механизации, электрификации и автоматизации производства, в мелиорации и химизации земель, а, следовательно, и в достижении намеченных объемов производства сельхозпродукции и ее переработки. Нарушение необходимых объемов и сроков поставок техники и ресурсов приводит к снижению уровня интенсификации производства и его падению с одновременным ростом производственных издержек.
Это было наглядно продемонстрировано в годы реформирования агропромышленного комплекса, когда многократное снижение объемов поставок материально-технических ресурсов явилось одним из определяющих факторов падения сельскохозяйственного производства.
Обеспечение АПК ресурсами предполагает наличие развитых товарных потоков между производителями и потребителями. Изучением процессов товародвижения и связанных с ними информационных и финансовых потоков в сфере обращения продукции в различных отраслях экономики занимается специальная отрасль экономической науки — логистика. Зарубежные и отечественные ученые внесли большой вклад в развитие этой науки - разработку основ ее теории, этапов развития, научной терминологии, связей логистики с другими отраслями науки, направлений практического применения на макро- и микроуровнях системы ресурсообеспечения, транспорта и др. отраслей.
|
|
Особо значимая роль логистики в ресурсном обеспечении АПК, где велико влияние таких специфических факторов как наличие большого числа мелких потребителей, их распыленность по всей территории страны, удаленность от путей сообщения, зависимость производства от природного фактора, его резко выраженная сезонность и др. Очевидно, что все эти особые условия влияют на конкретные организационно-экономические формы логистических процессов в АПК. В этой связи требуется научное обоснование форм и методов формирования логистических систем в ресурсообеспечении АПК, их практического применения на макро- и микроуровнях, что имеет большую научную и практическую значимость как важный фактор обеспечения страны продовольствием. Для этого молодые специалисты еще на стадии обучения должны освоить особенности агроснабжения в нашей стране и эффективно использовать передовые методы на практике.
Особенно это важно на современном этапе развития агрокомплекса и агроснабжения в условиях крайне низкой платежеспособности хозяйств, огромного диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и других трудностей.
|
|
Положение осложнилось поспешным, непродуманным разрушением сложившихся в течение десятилетий логистических систем в сфере ресурсообеспечения АПК в ходе их разгосударствления и приватизации, что привело к нарушению многолетних хозяйственных связей между поставщиками и потребителями материально-технических ресурсов.
В ситуации, когда из года в год ухудшалось финансовое положение хозяйств АПК, снижались объемы товарооборота предприятий агроснабжения, ухудшалось их экономическое положение и использование производственных фондов, указанные проблемы требуют поиска новых методов работы, которые позволили бы преодолеть отмеченные негативные тенденции в развитии системы агроснабжения.
Одним из направлений совершенствования торгово-посреднической деятельности является освоение методов маркетинга, получивших широкое распространение во всех странах с развитой рыночной экономикой и дающих высокий эффект в условиях насыщенного товарами рынка и ограниченной покупательной способности потребителей товаров.
Основным направлением маркетинговой деятельности, независимо от модификации ее организационных форм, является подчинение производства и реализации материально-технических ресурсов потребностям и платежеспособному спросу потребителей. Этой основной целью маркетинга определяются все основные функции предприятий-изготовителей и посреднических структур — начиная от выявления платежеспособного спроса и кончая организацией поставок материально-технических ресурсов и расчетов с потребителями.
Рядом предприятий агроснабжения накоплен богатый опыт маркетинговой деятельности, давший высокий экономический эффект. Обобщение и распространение этого опыта имеет большое практическое значение для нормальной работы системы агроснабжения в условиях рыночной экономики.
Система маркетинга включает управление движением продукции от производителя к потребителю на основе всестороннего изучения и прогнозирования спроса и покупательной способности потребителей, воздействия на формирование спроса посредством рекламы и демонстрации товаров, оказания финансовой помощи покупателям путем льготного кредитования и других форм финансирования. За последние несколько лет из-за неплатежеспособности сельских товаропроизводителей и отсутствия спроса с их стороны резко сократились поставки им техники, запасных частей, металлопродукции, строительных материалов и других материальных ресурсов. Это обусловило ухудшение состояния производственного потенциала АПК. Поступление техники в сельское хозяйство по сравнению с 1990 т. уменьшилось в десятки раз, что крайне негативно сказалось на нагрузках и возрастном составе машинно-тракторного пари.
В этих сложных экономических условиях большое значение приобретает использование зарубежного опыта поставок техники и оборудования на основе лизинга — то есть их долгосрочной аренды хозяйствам-лизингополучателям с оплатой в рассрочку на ряд лет действия лизингового договора. Опыт зарубежных стран показывает, что в условиях недостатка денежных средств у покупателей для приобретения машин за полную стоимость и затрудненности реализации их фирмами-изготовителями, форма лизинговых поставок является взаимовыгодной для продавцов и покупателей, позволяет, используя изготовленную и поставленную технику, поэтапно возмещать ее стоимость лизингодателям. Поэтому лизинг техники является одной из удачных форм ее поставок в условиях низкой платежеспособности покупателей.
Опыт осуществления в России лизинговых поставок техники селу и АПК в целом за последние несколько лет со всей очевидностью показал высокую эффективность такой формы поставок для хозяйств-лизингополучателей. Анализ итогов лизинговых поставок техники селу за последние годы, выявление и решение возникающих в связи с этим проблем, а также разработка направлений дальнейшего развития лизинга техники селу, имеют большое научное и практическое значение.
|
|
Данный учебник поможет приобрести знания и практические навыки по организации материально-технического обеспечения, технического и снабженческого сервиса в сельском хозяйстве. Преодолеть характерные для АПК кризисные явления и помочь сельхозтоваропроизводителям в более полном удовлетворении их потребностей в технике, запасных частях и других материально-технических ресурсах с учетом их покупательной способности, диверсификации работы предприятий агро-снабжения на рынке, повышения конкурентоспособности реализуемых товаров за счет гибкой политики цен, наценок и других факторов.
В написании учебника использовались разработки ОАО «Рос-агроснаб», ВНИЭСХ, МГАУ им. В.П. Горячкина, ВНИИМС, ГОСНИТИ, ВИМ, МАДИ, Московской ассоциации коммерческих складов, Российской Экономической Академии им. Г.В. Плеханова и других организаций.