Я могу здесь привести только отдельные элементы этой методики. Основные принципы ее следующие:
1. все состоит из прямых и кривых линий;
2. главное - определить в будущем рисунке так называемую "линию жизни" и следовать ей.
Научиться чертить кривые линии. Упражнение выполняют на больших кусках бумаги или на доске, на которых чертят длинные и короткие кривые линии вправо, влево, вверх, вниз и т.д.
Понятие о планах. Ребенку объясняют, что все то, что находится на переднем плане, всегда ближе к нему, поэтому рисовать это нужно толстыми линиями, сильно нажимая карандашом, а все то, что на заднем плане, дальше от него, поэтому изображается более тонкими линиями. Чтобы помочь ребенку понять это, его берут за руку и действуют так: сначала руку сжимают сильно (крупный план), потом нажим ослабляют (дальний план). Упражнение: поставьте предметы на стол и попросите ребенка указать последовательность планов, показывая ему, как все меняется в зависимости от того, под каким углом он смотрит на предмет.
|
|
Используемые материалы: уголь, акварель, масляные краски, толченый мел (в него погружают палец и рисуют им на черной бумаге), для некоторых упражнений - пластилин.
Смягчение тона. На примере какого-нибудь одного цвета (каштанового или зеленого) покажите ребенку разницу в оттенках. Упражнение: ребенок выбирает два оттенка каштанового цвета. Разбавляя их белой краской, он получит новый тон.
Линия жизни. Чтобы объяснить ребенку, как следовать "линии жизни" изображаемого предмета, в качестве примера попробуйте нарисовать дерево. Лучше всего это сделать углем на шероховатой рисовальной бумаге. Расскажите ребенку историю о зерне, которое посадили в землю: оно проросло, росток начал тянуться в небо. Конечно, малыш нарисует, как проросшее зернышко тянется вверх, стебель наливается соком, он уже превратился в ствол, который все время становится толще и толще. На нем вырастают ветки, сначала маленькие, затем большие. Но каждая новая черточка на дереве всегда направлена только вверх, то есть так, как в растении движутся соки. Этого же принципа надо придерживаться, когда изображают животное: его начинают рисовать с линии позвоночника или скелета.
Яйцеобразная форма. Основной силуэт, который просматривается в очертаниях вазы, человеческого тела, птицы и т.п., чем-то напоминает яйцо. Для лепки яйца можно использовать пластилин или глину и маленький гончарный круг. Но было бы неплохо, если бы ребенок научился рисовать яйцо, не отрывая карандаш от бумаги.
Силуэты рыб и птиц. Предложите ребенку нарисовать их с использованием кривых линий и яйцеобразных форм. Для этого упражнения лучше всего годится толченый мел.
|
|
Кисточки. Желательно, чтобы ребенок овладел японской манерой рисования кисточкой, особенно заостренной, из куньего волоса. Малыша нужно научить работать самым ее кончиком, а также слегка приплюснутой кисточкой. Упражнения: изобразить бамбук, листья ивы, деревья, покрытые инеем, и т.п.
Цвета. Объясните ребенку разницу между основными и дополнительными цветами. Покажите ему, как можно сделать маленькую цветовую палитру (но только в общих чертах, потому что для этого требуется большое умение и терпение). Важно, чтобы ребенок знал цвета и их соотношения. Упражнение: разведите немного краски в стакане с водой и спросите ребенка: какие цветовые ассоциации это у него вызывает. После этого повторите опыт с другой краской.
Переход к изображению объема. Научите ребенка с помощью полутонов превращать плоскую фигуру в объемную, а объемную - в предмет. Например: из треугольника можно сделать конус, а из конуса - мельницу.
Мой опыт показывает, что всему этому ребенка можно научить в течение первых двух лет жизни.
До пяти лет - импровизация. Большинство педагогов будет говорить вам, что после того как малыш начал систематически учиться рисованию, он ни в коем случае не должен фантазировать. Он лишь обязан скрупулезно следовать тому, чему его учат. Чтобы ребенок был готов противостоять подобному запрету, нужно выработать у него привычку рисовать все, что приходит ему в голову. Если такая привычка укоренится, то запретить ее станет уже невозможно. Конечно, вы можете подать ребенку идею для рисунка. Но не возражайте против того, чтобы малыш интерпретировал его сам. Я часто вспоминаю, как предложила своей трехлетней дочке нарисовать цветы и как она изобразила букет, пылающий в огне.
И в дальнейшем, когда ваш ребенок начнет учиться рисовать по-настоящему, поощряйте его придумывать свои собственные сюжеты - в них обязательно отразится все, что он узнал.