Меняетесь делами

Как правило, детям мы поручаем дела попроще, себе – потруднее.

Может, это и было б верно, если б не такая беда: дела попроще всегда более скучные, однообразные (Ну сколько лет можно таскать на мусорку это мусорное ведро?! Ску-у-учно. Да и к тому же сколько его не носи – результата не видно: сразу же заполняется).

Почему бы не сделать наоборот. Надоело ведро выносить? «Да пожалуйста, давай сделаем наоборот: я выношу ведро, а ты – подоконники протираешь». Или так.

Вы, например, убираетесь на веранде, а он…готовит обед. Или гладит кучу белья. Или… придумайте сами.

А чтобы обмен оказался продуктивным, сразу договоритесь: даже если дело окажется не слишком-то интересным, выполнить-то придётся (напросился-то сам).

Дети работают лучше, когда могут увидеть сразу же результат своего труда (стопка выглаженного белья, чистая раковина, оттёртый до белизны подоконник).

Ещё лучше они работают, когда дело новое, т.е. такое, которое раньше не доверяли, которое он не выполнял.

НО!

Никогда не давайте в виде обмена делами заданий, с которым ребёнок заведомо не справляется. Это обидно, и даже унизительно: делаешь – делаешь, а ничего толкового не выходит. Несколько таких (ваших) заданий – и может решить, что у него «руки не оттуда растут».

Если же сам ребёнок кидается делать то, что ему не по силам – не останавливайте, разрешите.

- возможно, вы просто недооцениваете его способностей.

Дети родителям часто кажутся меньше и «неумелей», чем они есть. Да и потом: надо же пробовать свои силы.

Делает, но не получается? Помогите.

Помощь в том, что вы

- не станете упрекать, критиковать и насмешничать;

- не будете показывать назидательно «делай так…»

- не будете поторапливать, дадите возможность пробовать ещё и ещё

- придёте на помощь в случае необходимости (не навязываясь: дай помогу – покажу, а тактично присоединяясь в нужный момент).

Петька, ну прямо как Том Сойер, взялся покрасить забор. Только, в отличие от Тома, взялся не потому, что ему приказали, а добровольно, сам. Краска ложилась странными ляпами, мама присмотрелась и поняла: загустела, надо её развести. Что они с сыном и сделали. Потом сказала: «Я так люблю красить! Можно попробую?». Сын, естественно, разрешил. Мама красила и рассуждала, словно напоминала самой себе, а на самом деле дала ребёнку толковый совет: как лучше кисть вести, как окунать её в ведро с краской и как лучше вытаскивать, чтоб красилась не земля, а забор. Надо ли говорить, что ребёнок с большим энтузиазмом закончил дело, и всё лето забор был предметом его особой гордости?! Да и маминой тоже.

Часто детям мы поручаем только простенькие дела, однообразные, а они уже способны на большее. Если долго держать «в малышах» - человек в самом деле будет чувствовать себя как малыш, и вести соответственно.

Спросите ребёнка, что он сам может взять на себя. Часто оказывается, что даже «невзрослые» дети способны выполнить весьма разнообразную работу. Покрасить забор, выложить бордюр на клумбе и даже косить газон. Да, вы (или папа) сделали бы и быстрее и лучше. Но – дайте ребёнку учиться. И приобретать вкус к работе!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: