Общая идея похода

Целью похода было посетить как можно больше различных интересных природных достопримечательностей Марокко. Хотелось побывать в пустыне, в частности, в песчаных дюнах, увидель пальмовые оазисы, проехать ущелья Тодра и Дадес, покататься по Высокому Атласу, Антиатласу, искупаться в Атлантическом океане недалеко от г. Сиди-Ифни, на пляже с естественными арками. Кроме того преставлялось возможным взойти радиально на высшую точку Серевной Африки г. Тубкаль (4165м). Также, уже вне похода, побывать в нескольких крупных марокканских городах: в Эс-Сувейре, Марракеше, Касабланке.

Песчаные дюны присутствуют в стране в двух местах – это эрг Чигага и эрг Шебби. Первый расположен вдоль южной границы недалеко от города Загора, он гораздо больше и безлюднее. Второй находится вблизи поселка Мерзуга, в юго-восточном углу страны, имеет форму капли размером 30х8 км. Вокруг большое количество гостиниц, предлагающих туры на верблюдах в центр дюн.

По нашим данным перевалы Высокого Атласа в январе могут быть закрыты снегом, причем он может начинаться на высотах от 2000м до 3000+м. В лыжном походе Кодыша в 2008г. во время одной из ночевок выпало около 20см на 2000, на несколько дней был закрыт основной перевал через Атлас Тизи-н-Тичка. С другой стороны, до этого у них снега практически не было до высот 3300-3500м. По этой причине планировать высокогорные велопрепятствия в это время года следует с осторожностью, с возможностью объехать. Таким образом, проезд к ущельям Тодра и Дадес с севера страны, из г. Бени-Меллаль вызывает опасения. Как оказалось на практике, туда ведет хорошая асфальтовая дорога, которую наверняка чистят зимой, и такой вариант вполне надежен.

Оба ущелья – Тодра и Дадес очень логично связываются несколькими способами – либо через г. Агудаль, с преодолением трех перевалов высотами 2700, 2900 и 2700, либо через более короткий и более низкий переход в районе г. Тизугарин. На картах ГШ имеется еще одна высокогорная дорога-тропа, но она обрывается около стенки каньона р. Дадес, и выглядит крайне ненадежно.

Нитка маршрута, прорисованная через упомянутые места, вышла порядка 1500км, что на 14-15 ходовых дней перебор, особенно с учетом развитого рельефа. Кроме того, два дня уйдет на радиальное восхождение на в. Тубкаль. В связи с этим было принято решение разделить маршрут на две части, и проброситься около 400км от Бумальна до Марракеша, либо сразу до Имлила, через асфальтовый перевал Тизи-н-Тичка с оживленным автомобильным движением.

Таким образом получился маршрут, состоящий из двух частей. В первой после посещеняи пустыни путь шел через горы Сархро в Высокий Атлас, далее через ущелье Тодра в Агудаль, откуда двумя высокими перевалами в ущ. Дадес, и до г. Бумальна. Вторая часть начиналась в Имлиле с радиального выхода на в. Тубкаль, затем на велосипедах через Высокий Атлас малозагруженным перевалом Тизи-н-Тест, и далее через Антиатлас к Атлантическому океану.

Варианты подъезда и отъезда. Общественный транспорт.

Из Москвы в Касабланку дешевые билеты есть у авиакомпаний TAP Portugal и Turkish Airlines. До Марракеша выходило существенно дороже. Оба рейса с пересадками: TAP летает через Лиссабон, второй сегмент выполняется на маленьком самолетике Beechcraft 1900, Turkish Airlines – через Стамбул.

Как показала практика, в самолетик на рейсе Лиссабон-Касабланка большой багаж не входит, несмотря на уверения авиакомпании по телефону. Велосипеды на этот рейс вообще зарегистрировать заранее не удалось. В итоге на пути туда нам повезло: оба дневных рейса были из-за тумана заменены на один вечерний, более крупным самолетом, который вместил все велосипеды. Обратно же багаж доставили только через 5-7 дней, и, судя по биркам на нем, он летел через Мадрид. При перелете с велосипедами стоит заранее смотреть на тип самолета, и выбирать авиакомпании с большими лайнерами. Однако, стоит отметить высокое качество обслуживания в авиакомпании TAP. При перелете туда в Лиссабоне дважды выдавали талон на питание при задержке рейса на 7 часов. Обратно ждали вылета всего 2 часа, и также с питанием. Один из участников на обратном пути попал на overbooking, и летел следующим рейсом. Ему на ночь (на 8 часов!) выдали Шенгенскую визу и отель в Лиссабоне.

Внутри Марокко есть железнодорожный транспорт, развитая система междугородних атобусов, а также система такси.

Железные дороги имеют две линии: Марракеш – Касабланка – Кенифра – Мекнес – Фес – Ужида и Танжер – Мекнес. Ходят регулярно, постоянно опаздывают. В Фес нас привезли на полчаса позже. Билеты можно купить заранее, возможно, даже через интернет (http://oncf.ma/). Внятного расписания заранее найти не удалось, мы взяли буклетик на вокзале Марракеша (см. приложение). С собранными велосипедами категорически не пускают, причем не дают их даже поставить около здания вокзала. Видимо, местные жители сотрудников ж/д уже достали. Тем не менее, с запакованными для перелета байками нам никто слова не сказал.

Автобусы ездят по всей стране. Есть много разных компаний (Supratour http://oncf.ma/, CTM http://ctm.ma/). Некоротые линии очень длинные, например, Фес – Рисани, либо Агадир – Касабланка. Ночные рейсы также имеются. Билеты продаются в офисах, местные, как правило, знают, где они расположены. С велосипедами проблем нет, если садиться в автобус на станции, где он формируется. Их можно даже не разбирать. Проходящий же автобус, как правило, забит багажом, и освободить целый отсек за короткую стоянку нереально. На мелких станциях автобус может высадить пассажира даже не останавливаясь.

Такси делятся на маленькое (petit taxis).и большое (grand taxis). Первое ездит только по городу, даже если он мал. За город выезжать не соглашаются и за приличные деньги. По-видимому, у них это как-то регулируется. Большое такси должно иметь разрешение ездить по требуемому направлению. Иногда удается это разрешение получить на месте, как у нас при переезде из Бумальна. Местные используют большое такси как маршрутки, забиваясь по 6 пассажиров в мерседес-седан, либо еще больше, если имеется третий ряд кресел. Багаж ездит на крыше (крепление называется porte baggage). Чем дальше от крупных городов, тем охотнее тексисты крепят на крышу все, что потребуется, например, пять велосипедов. За дальние поездки (>150 км) цена, на наш взгляд, выше, чем за две короткие. Скорее всего, они на обратном пути тоже берут пассажиров. Издалека же это проблематичнее. Если пользоваться этим видом транспорта, надо быть готовым к длительным переговорам на французском о цене, машине, времени выезда. Все таксисты хотят плату вперед. Один раз нам удалось договориться о частичной оплате по месту прибытия.

Таким образом, реально заброситься практически в любое место страны без предварительных договоренностей с водителями. Выброску же желательно осуществлять из более-менее крупных городов, либо быть готовым ехать с парой пересадок.

Мы заезжали от аэропорта Касабланки до Феса с пересадкой в Касабланке (станция Casa Voyageurs) на последнем ночном поезде (электричке). Затем на следующий день ночным автобусом забросились в Рисани. При этом дважды проехали перегон Фес – Мекнес, и это оказалось оправданным, так как ночью с пятью велосипедами загрузиться в заполненный автобус было бы нереально. Кроме того, медина Феса интереснее, чем в Мекнесе.

Выбирались из Сиди-Ифни на такси в два приема: Сиди-Ифни – Тизнит и Тизнит – Эс-Сувейра. Затем последним вечерним автобусом до Касабланки (отправление в 17:30; есть еще ночной от Supratour, около часа ночи), и оттуда утренней электричкой до аэропорта, опять же с пересадкой в Касабланке (на Casa Voyageurs).

5.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

В случае серьезной аварии, предполагалось связываться по телефону с полицией, а также турклубом посредством сотовой связи. Сотовые вышки стоят везде, связью покрыта практически вся страна, в том числе и горы.

В остальных случаях, когда группа могла выбраться самостоятельно, либо в случае тяжелых погодных условий, выбрасываться было возможно из любого более-менее крупного города, которые мы проезжали практически каждый день.

На случай отставания от графика было предусмотрена срезка двух последних дней по асфальту напрямую до финиша в г. Тизнит.

Самым же существенным местом, для которого требовалось продумать запасные варианты, была связка перевалов из ущелья Тодра в долину реки Дадес. Дело в том, что на высоте 2500-3000м может в это время лежать снег, а малозначимая грунтовая дорога вряд ли будет расчищена техникой. Лезть же 50-100км пешком неразумно. Между этими ущельями существует еще одна дорога, пониже и покороче, в районе города Тизугарин. Она и стала запасным вариантом. В случае же, когда и эту дорогу завалит снегом, планировалось спуститься в Тинегир, и ехать до Бумальна по трассе. При этом заезд в каньон р. Дадес по возможности.

Другое высотное препятствие – пер. Тизи-н-Тест, скорее всего расчищают после снегопадов.

Что касается восхождения на в. Тубкаль, то запасным вариантом на случай тяжелой погоды, либо слишком сложного подъема, был вариант туда просто не ходить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: