25 марта 1930
Бельведер, Монфор-л'Амори
Дорогой друг,
Надеюсь, что программы прибыли вовремя. Ваше письмо из-за формата оказалось среди газет, проспектов, каталогов музыкальных фирм и т. п.
Разобрать почтовый штемпель было невозможно, а Вы никогда не ставите дату в своих письмах. Я только что распечатал его (19 ч. 50 м.). Едва успел подписать программы и сдать на почтовый автобус.
Что собирается делать в Фонтенбло это странное сообщество «Южных упырей»? Из-за Полидора не стоит спешить: все равно до следующего зимнего сезона они ничего не сделают.
Значит, Вы покинули прелестную Аллею Фавориток, так много говорящую воображению? Жаль!
По случаю моего примирения с К. К. в следующее воскресенье я буду дирижировать там «Болеро» и аккомпанировать «Мадагаскарским песням».
До скорого свидания.
Морис Равель
Черт возьми!.. Здесь написано, что концерт будет завтра, в среду. Так и есть, завтра.
Равеля рвут на части, требуя исполнения его «Болеро», и в апреле 1930 года он дирижирует в К. К. (т. е. в Концертах Колонна). Он поддразнивает свою корреспондентку за ее неразборчивый почерк и нарочно делает вид, будто прочел в ее письме о «Южных упырях», тогда как речь там идет о гораздо менее живописных «старых музыкантах».
|
|
Знаменитый дирижер Тосканини также готовит «Болеро» Равеля для исполнения в Париже. Композитор придавал большое значение тому, чтобы темп все время оставался неизменным, без всякого ускорения, что способствует завораживающему действию этой музыки на слушателей.
Однако на репетиции Тосканини делал на протяжении всей пьесы
заметное ускорение. Равель, находившийся в зале, подошел к эстраде и обратил на это внимание дирижера. Очень спокойно и с сильным итальянским акцентом Тосканини ответил: «Вы ничего не понимаете в Ваш музыка. Это единственный способ заставить ее слушать».
После концерта, на котором Тосканини повторил это ускорение, Равель решил не идти к нему в артистическую с поздравлениями, но находившийся в зале португальский дирижер Фрейтас Бранко уговорил Равеля не привлекать всеобщее внимание подобной нелюбезностью. Равель позволил себя убедить, но, пожимая руку маэстро, сказал ему: «Так разрешается только Вам! и никому другому!» Он не хотел — и был совершенно прав, — чтобы среди музыкантов утвердилась ложная традиция исполнения. Впрочем, вопреки мнению Тосканини, публика слушала «Болеро» и без всякого ускорения темпа, да еще как слушала! Это, бесспорно, самое популярное произведение Равеля.
В это время г-жа Жерар переменила местожительство.
«Значит, Вы покинули прелестную Аллею Фавориток, так много говорящую воображению? Жаль!» Равель во что бы то ни стало хотел видеть в этом наименовании намек на королевских фавориток далекого прошлого; на деле же так попросту называлась омнибусная компания, которая содержала в этом месте свои конюшни и выгоны.
В следующем письме Равель рассказывает г-же Кан-Казелла об эпизоде с Тосканини.