Содержательные теории мотивации. Категории мотивации

Понятие мотивация обычно употребляется в менеджменте в двух основных смысловых понятиях:

1) как комплекс мотивов, определяющих состояние личности – ее расположенность или неравноложенность к тем или иным действиям, поступкам и оценкам;

2) под мотивацией понимают и создание системы стимулов, ориентирующих человека на выбор тех видов и форм деятельности, которые необходимы для достижения целей организации.

Понятийный аппарат мотивации:

· потребность (ключевое понятие). Осознанная необходимость человека в вещах и явлениях, которыми он не обладает на данный момент времени.

· побуждение – субъективное ощущение потребностей индивидуумом. Средство удовлетворения потребностей- это цель деятельности человека.

· мотивы – факторы, определяющие способ деятельности;

· стимулы – явления, усиливающие или уменьшающие силу действия мотивов;

· закон результата – стремление человека повторять способ деятельности, который уже приводил его к достижению цели.

В своем развитии теории мотивации прошли четыре основных стадии:

1. Общеизвестный метод «кнута и пряника»

2. В навчале ХХ в. усилиями Э.Мэйо в теорию мотивации все шире стали проникать методы психологии.

3. 40-50-е годы ХХв, научные разработки А.Маслоу, Д.Мак-Клеланд, Ф.Герцберг, положившие начало содержательным теориям мотивации.

4. с 60-х годов ХХ в начался современный, четвертый этап эволюции теории мотивации, связанный с процессуальными теориями мотивации, разработанными М.Врумом, Д.Грегором, П.Гудмэном, А.Портером.

Содержательные теории мотивации

Иерархическая теория мотивации А.Маслоу. Теория мотивации Д.Мак-Клелланда Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга.
Основополагающей в ней является иерархия потребностей любого индивида: · физиологические; · потребности в безопасности; · потребности в общении; · потребности в уважении; · потребности в самовыражении; Сущность теории: · человек не приходит к удовлетворению высших потребностей, не удовлетворив низшие; · степень удовлетворения потребностей для каждого человека индивидуальна Основная ее особенность заключается в выделении 3-х основных групп потребностей: · потребность в успехе; · потребность во власти; · потребность в признании Сущность теории заключается в следующем: - каждый человек врожденно более ориентирован на одну из групп потребностей; -основная группа потребностей практически не меняется в течении жизни. В практическом менеджменте теорию можно использовать в системе функционального разделения труда, при профессиональной ориентации Мак-Клелланд Игнорировал использование в управлении первичных потребностей т.к. считал, что они как правило уже удовлетворены. Основная ее особенность заключается в том, что деятельность персонала определяется: · гигиеническими факторами, вызывающими состояние удовлетворенности трудом или неудовлетворенности; · мотиваторами, стимулирующими рост интенсивности труда. Основные гигиенические факторы - политика организации, условия работы, объем зарплаты, межличностные отношения; Мотиваторы – вероятность достижения профессионального успеха признания, высокая степень персональной ответственности, возможность реального повышения профессиональной квалификации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: