Среди ассортимента продукции, на которой специализируется международная компания, эксперты-маркетологи выбирают изделия, которые обеспечивают оптимальную прибыльность продаж, и высокие темпы роста сбыта на перспективных рынках. При этом к преимуществам международных компаний следует отнести их более значительные, чем у национальных фирм, финансовые ресурсы, которые путем диверсификации товаров и услуг дают возможность полнее удовлетворять запросы потребителей.
Перед выходом со своей продукцией на новый рынок маркетологи головной компании ТНК проводят тщательные маркетинговые исследования, а представители компании в принимающих странах осуществляют лоббирование интересов компании в высших эшелонах национальной администрации с целью принятия мер по либерализации цен и установлению приемлемых для ТНК технических стандартов. Еще перед реализацией на рынке принимающей страны своей продукции международные корпорации проводят массированные рекламные компании с целью привлечения интереса потенциальных покупателей.
Основные факторы сохранения уровня конкурентоспособности международных компаний приведены на рис. 50.1.
Рис. 50.1 Конкурентные преимущества международной компании перед национальными фирмами
К преимуществам расположения предприятий международных компаний в начале XXI в. относится прежде всего политика либерализации и приватизации принимающих государств. Она во многом определяет объем рынков сбыта продукции международных компаний.
Преимущества международной компании, в сохранении уровня
конкурентоспособности целесообразно распределить на четыре категории (рис. 50.2)
Рис. 50.2. Категории преимуществ международных компаний в сохранении уровня конкурентоспособности
Процессы экономической глобализации усиливают интенсивность конкуренции на мировом рынке, так как создают возможность для выхода на него многочисленным национальным фирмам. Правительства многих развивающихся государств периодически стимулируют экспорт своих национальных компаний, создавая конъюнктурные колебания на мировом рынке.
Технологические факторы преимуществ международных компаний проявляются в ускоренной разработке и освоении прогрессивных технологий и в выпуске на их основе новой продукции. В частности, научно-технический прогресс в средствах транспорта и связи обеспечивает снижение стоимости и упрощение проведения международных производственных и коммерческих операций. Транснациональные компании обычно выходят с новой высокотехнологичной продукцией одновременно на все основные рынки. Такие крупные масштабы экспансии расширения рынков сбыта, недоступны национальным Фирмам.
Стоимостные факторы конкурентных преимуществ между
народных компаний тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Современные наукоемкие технологии и оборудование обусловливают растущую капиталоемкость производственных предприятий и
НИОКР. Например, стоимость разработок новых поколений электронно-вычислительной техники и оборудования для их изготовления
часто превышает миллиарды долларов. Это ставит международные
компании перед необходимостью тщательного выбора географических направлений рационального месторасположения высокотехнологичных предприятий.
Макроэкономические факторы конкурентных преимуществ международных компаний в наибольшей степени проявляются в случаях функционирования их зарубежных филиалов на территории интеграционных объединений. Так, в торговле со странами — членами Европейского союза международные компании используют огромный рынок сбыта без тарифных и нетарифных барьеров между входящими в ЕС государствами. Общеевропейские стандарты на товары и услуги позволяют международным компаниям увеличивать объемы продаж на территории Европейского союза, как готовых изделий, так и стандартных узлов и деталей в рамках производственных кооперационных соглашений с использованием эффекта масштаба.
[1] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2008. – 440 с. – (Высшее образование)
[2] Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-320 с.
[3] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. -440 с. – (Высшее образование)
[4] Дорофеев В.Д.
[5] Основы менеджмента: учебное пособие /под ред.проф. Королева/
[6] Дорофеев
[7] Макконея Кэмпбелл. Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы. Политика. Т.1 – М.: Республика, 1992. – С.400.