Требования к структуре курсовой работы

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.

Структура курсовой работы.

По объему курсовая работа должна бать не менее 25 – 30 страниц печатного текста (без приложений). Ее конкретное содержание, количество и состав разделов определяется сложностью избранной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала.

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть – последовательное раскрытие темы (с главами и параграфами или разделами).

5. Заключение.

6. Библиография.(Список использованной литературы).

7. Приложения (если есть такая необходимость).

ВВЕДЕНИЕ – это вступительная часть научно – исследовательской работы. Здесь содержатся обоснования актуальности темы исследования, основные методологические характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза, научная новизна и др.).

Под объектом исследования понимается процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В более узком смысле под объектом исследования понимается конкретное явление педагогической действительности, подвергаемое анализу.

Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта, то есть отдельные его аспекты и свойства.

Например, тема исследования: «Нетрадиционные формы организации урока иностранного языка».

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у учеников младшего возраста при использовании различных видов нетрадиционных уроков в процессе обучения английскому языку.

Предмет исследования - нетрадиционные уроки на начальном этапе обучения иностранному языку.

В понятие актуальность входит полезность темы для современного этапа развития науки. Показать актуальность проводимого исследования означает показать суть проблемы, то есть установить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Если тема работы не исследована или недостаточно исследована, она нуждается в дальнейшей разработке и является актуальной.

Например, актуальность данного исследования определена недостаточной изученностью особенности видов нетрадиционных уроков как единиц учебного процесса.

Цель и задачи исследования. Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, исследователь представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Намечая логику своего исследования, он формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.

Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· выявление взаимосвязи явлений;

· изучение динамики явлений;

· описание нового эффекта, явления;

· обобщение, выявление общих закономерностей;

· создание классификаций, типологий;

· создание методики;

· адаптация методик.

Например, цель исследования - показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задач формирования социокультурной грамотности учащихся.

Ввиду многоплановости темы внимание в работе сосредоточено на исследовании узловых моментов и поставлены следующие задачи:

1. проанализировать методическую литературу поп проблеме;

2. дать определение понятию «нетрадиционные уроки» и описать различные формы их проведения.

Гипотеза – это научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение которого следует доказать.

Гипотеза исследования - это предположение, при котором делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза развертывается в систему определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.

Гипотеза может формулироваться двумя способами.

Первый способ – выдвигается определенное положение, а затем по пунктам перечисляются условия, при которых данное положение подтверждается, становится реальностью.

Например, повышение познавательной активности учащихся и эффективности урока иностранного языка в целом можно достигнуть, если:

- созданы условия, которые позволяют ученикам раскрыться в наибольшей степени, проявить свою индивидуальность;

- создана благоприятная атмосфера свободного общения на уроке;

- творчески используются активные нетрадиционные формы и методы проведения уроков.

Второй способ формулировки гипотезы не требует перечисления по пунктам условий, способствующих ее доказательству. Здесь гипотеза строится по схеме: формирование (развитие, обучение и т.д.) будет успешным при использовании (включении, приобщении, применении и т.д.)

Например, гипотеза: процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях развития коммуникативных навыков у учеников.

Научная новизна работы может быть связана с новизной исследуемого материала, применением новых или усовершенствованных форм, методов и средств обучения и воспитания детей.

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к научному исследованию, то нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза, научная новизна). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя – руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы состоит из двух или трех глав, каждая из которых обычно делится на более мелкие части (параграфы) в соответствии с поставленными во введении задачами.

Традиционно в первой главе описывается теоретическая база исследования, то есть проводится тщательный обзор и критическое изложение истории вопроса. Здесь раскрываются история и теория исследуемой проблемы, делается критический анализ литературы и делается позиция автора.

Анализируя литературу по проблеме, не следуя стремиться к изложению всего прочитанного материала, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо попытаться раскрыть суть вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствиями с целями и задачами курсовой работы. Анализ литературы должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам, в нем должна быть представлена сравнительная оценка различных авторов. Изучение литературы по теме рекомендуется начинать с новейших работ, с тех трудов, где данная тема освещается наиболее полно, а затем переходить к отдельным статьям, рассматривать специальные вопросы, то есть идти от общего к частному, от менее сложного к более сложному.

В первой главе описывается также понятийный аппарат, которым оперирует исследователь: дается определения основных явлений и категорий, рассматриваемых в работе, поясняются общепринятые термины, принимаются рабочие термины, используемые для данной конкретной работы.

Следующая глава (или главы) основной части содержит описание исследования, проведенного автором на конкретном фактическом материале. Это исследовательская (практическая, экспериментальная) часть работы. Здесь излагаются методы, ход и результаты самостоятельного проведенного эксперимента или его фрагмента. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе. Если использовались такие методы исследования как наблюдения, вопросы, затрагиваемые в беседе, вопросы анкеты, интервью обычно выносятся в приложения, а в практической части дается подробный анализ действий, ответов испытуемых, на основе которого делаются выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу исследования, свидетельствующие о достижении или не достижения автором курсовой работы ее цели.

Если автор описывает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проведенные им в рамках исследования, то в основной части дается описание отдельных их фрагментов и анализ с точки зрения достижения цели и задач курсового исследования. В приложении данные уроки и мероприятия могут быть представлены полностью, разумеется, не все (их может быть довольно много), но наиболее яркие, интересные в рамках решения конкретной проблемы исследования.

В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

зачем предпринято студентом данное исследование?;

что сделано?;

к каким выводам пришел автор?

БИБЛИОГРАФИЯ (СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)представляет собой перечень использованных книг, статей и других литературных источников и включает все использованные автором работы литературные источники, независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

Библиография составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг, статей (при отсутствии фамилии автора). В библиографии применяется общая нумерация литературных источников. Оформление исходных данных литературного источника должно отвечать определенному стандарту. Библиография курсовой работы должна содержать не мене 20 источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение №1», «Приложение №2» и т. д. В приложения можно включить таблицы, схемы, рисунки, экспериментальный материал.

По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практики посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно использования материалов работы;

- библиографии (списка использованной литературы);

- приложений (если они необходимы).

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы,

вторым разделом является практическая часть, которая представлена разработками уроков или их фрагментами, диалогами или ситуациями, таблицами, схемами и т. д.;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического использования материалов работы;

- библиографии (списка использованной литературы);

- приложений (если они необходимы).

По структуре курсовая работа опытно – экспериментального характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержаться теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно – экспериментальной работы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

- библиографии (списка использованной литературы);

- приложений (если они необходимы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: