Раскрывая первый вопрос плана, дайте понятие предмета и объекта криминологического исследования, а также задач, стоящих перед исследователем. Назовите пути криминологического исследования, имея в виду, что оно затрагивает сложные общественные процессы, продуцирующие преступность, и характеристики людей, совершающих преступления.
При изложении второго вопроса укажите виды общенаучных методов познания (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза и др.) и конкретно-социологических методов (изучение документов, эксперимент и пр.), а также раскройте их содержание.
По третьему вопросу назовите известные вам методики, раскройте их особенности.
В вопросе «Методы конкретных исследований в исправительных учреждениях» следует, использовать описанные в предыдущих вопросах методы сбора криминологической информации в условиях учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Задание слушателям:
1.Выберите проблему одного из криминально – криминогенных феноменов (пьянство, алкоголизм, суицид, наркомания и т.д.), влияющих на совершение преступлений.
2. Определите объект и предмет исследования.
3.Подготовьте социологический инструментарий, с помощью которого можно проводить криминологическое исследование данного феномена (опросник для интервью, анкету)
4.Проведите анкетирование (интервьюирование) (в семье, в коллективе, уч. аудитории).
5.Обобщите результаты исследования.
6.Составьте итоговый документ (справку, отчет).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (с одним правильным ответом)
1. К методам криминологического прогнозирования относятся:
1. анкетирование, моделирование, наблюдение
2. экспертные оценки, наблюдения, экстраполяция
3. экстраполяция, экспертные оценки, моделирование
2. Методы исследования – это:
1. приемы, способы исследования чего-либо
2. учение о путях научного исследования чего-либо
3. сами научные исследования
4. система способов научного исследования чего-либо
3.Непосредственная цель криминологических исследований – это:
1. получение информации о результатах развития системы МВД России
2. получение информации о количественно-качественных параметрах преступности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противодействие ей
3. получение информации о результатах развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
4. Среди общенаучных методов, используемых в криминологических исследованиях найдите лишний:
1.эксперимент
2.системно-структурный анализ
3.исторический метод
4.сравнение
5. Метод системного анализа в криминологии предполагает:
1.согласованность с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями
2.рассмотрение изучаемого объекта (напр. преступности) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов
3.изучение преступности в историческом разрезе, в движении.
6. Метод изучения документов относится к:
1. статистическим методам исследования
2. психологическим методам исследования
3. социологическим методам исследования
7. Метод экспертных оценок заключается в:
1. том, что исследователь просит нескольких лиц рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности
2. получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам
3. изучении разнообразных документов (стат. отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях, материалы СМИ)
8.Криминологические исследования включают в себя следующие этапы:
1. составление плана и программы исследования, определение целей
исследования и постановка задач, определение объекта и предмета
исследования, выбор методов исследования, проведение
исследования, анализ и обработка полученных результатов,
оформление обобщенных выводов из исследования;
2. выбор методов исследования, составление плана и программы исследования, определение целей исследования и задач, обобщенный вывод из исследования, определяются объект и предмет исследования, проводится исследование, анализируется и обрабатывается полученный результат;
3. проведение исследования, определение целей исследования и постановка задач, составление плана и программы исследования, определяется объект и предмет исследования, выбираются методы исследования, анализируется и обрабатывается полученный результат, делаются обобщенные выводыиз исследования;
4. анализируются и обрабатываются полученные результаты, выбираются методы исследования, определяются объект и предмет исследования, проводится исследование, составляется программа и план исследования, определяются цели и задачи исследования.
9.К методам криминологического прогнозирования относятся:
1. анкетирование, моделирование, наблюдение;
2. экспертные оценки, наблюдения, экстраполяция;
3.экстраполяция, экспертные оценки, моделирование;
4. анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
10. Среди этапов криминологического исследования выделите лишний:
1. подготовительный этап
2. рабочий этап
3. заключительный этап
4. апробирование программы
Базовый учебник:
1. Криминология: учебник / Под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.:Юристъ, 2006. -734 с.
Основная литература
1. Криминология: учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2007. – 912 с.
2. Пенитенциарная криминология: учебник /под редакцией Ю.М.Антоняна, 9. А.Я. Гришко, А.П.Фильченко. – Рязань: Академия ФСИН России, 2009. – 567 с.
3. Криминология: курс лекций /под ред. В.Г, Гриба. – М.: Маркет ДС, 2010. – 352с. (Университетская версия)
4. Криминология: учебник для вузов / под редакцией Г.А. Авенсова. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 495с.
5. Криминология: учебник /под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.:Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.- 520 с.
6. Криминология: учебник для вузов / под редакцией В.Д. Малкова. – 3-е издание, перераб., и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 528 с.
7. Криминология: учебное пособие /под ред. Г.И. Богуш – М.: Издательство Проспект, 2007. – 328с.
8. Криминология: учебное пособие для студентов вузов /под редакцией С.Я. Лебедева, М.Я. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 519 с.
9. Методика конкретных исследований в исправительно-трудовых учреждениях. Учебно-практическое пособие / Под ред. З.А. Астемирова, М.П. Мелентьева. Рязань, 1976. 142 с.
Дополнительная литература
1. Лунеев В.В. Методы сбора информации социологических исследованиях. В 2-х кн. М.,1990.
2. Савюк Л.К. Правовая статистика. М., 1999
3. Практикум по курсу «Криминология и профилактика преступлений», уч. пособие /под ред. С.Е Вицина, Л.С. Степановой, М.,1997
Вариант 6.