Методы конкретных исследований в исправительных учрежде­ниях. Методические указания

Раскрывая первый вопрос плана, дайте понятие предмета и объекта криминологического исследования, а также задач, стоящих перед исследователем. Назовите пути криминологического исследования, имея в виду, что оно затрагивает сложные общественные процессы, продуцирующие преступность, и характеристики людей, совершающих преступления.

При изложении второго вопроса укажите виды общенаучных методов познания (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза и др.) и конкретно-социологических методов (изучение документов, эксперимент и пр.), а также раскройте их содержание.

По третьему вопросу назовите известные вам методики, раскройте их особенности.

В вопросе «Методы конкретных исследований в исправительных учрежде­ниях» следует, использовать описанные в предыдущих вопросах методы сбора криминологической информации в условиях учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Задание слушателям:

1.Выберите проблему одного из криминально – криминогенных феноменов (пьянство, алкоголизм, суицид, наркомания и т.д.), влияющих на совершение преступлений.

2. Определите объект и предмет исследования.

3.Подготовьте социологический инструментарий, с помощью которого можно проводить криминологическое исследование данного феномена (опросник для интервью, анкету)

4.Проведите анкетирование (интервьюирование) (в семье, в коллективе, уч. аудитории).

5.Обобщите результаты исследования.

6.Составьте итоговый документ (справку, отчет).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (с одним правильным ответом)

1. К методам криминологического прогнозирования относятся:

1. анкетирование, моделирование, наблюдение

2. экспертные оценки, наблюдения, экстраполяция

3. экстраполяция, экспертные оценки, моделирование

2. Методы исследования – это:

1. приемы, способы исследования чего-либо

2. учение о путях научного исследования чего-либо

3. сами научные исследования

4. система способов научного исследования чего-либо

3.Непосредственная цель криминологических исследований – это:

1. получение информации о результатах развития системы МВД России

2. получение информации о количественно-качественных параметрах преступности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противодействие ей

3. получение информации о результатах развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

4. Среди общенаучных методов, используемых в криминологических исследованиях найдите лишний:

1.эксперимент

2.системно-структурный анализ

3.исторический метод

4.сравнение

5. Метод системного анализа в криминологии предполагает:

1.согласованность с установ­ленными в криминологии научно-обоснованными положения­ми

2.рассмотрение изучаемого объ­екта (напр. преступности) как опреде­ленной сложно организованной системы, имеющей опреде­ленную структуру, содержащую известное количество взаи­мосвязанных элементов

3.изучение преступ­ности в историческом разрезе, в движении.

6. Метод изучения документов относится к:

1. статистическим методам исследования

2. психологическим методам исследования

3. социологическим методам исследования

7. Метод экспертных оценок заключается в:

1. том, что исследователь про­сит нескольких лиц рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступно­сти, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности

2. получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам

3. изучении разнообразных до­кументов (стат. отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях, материалы СМИ)

8.Криминологические исследования включают в себя следующие этапы:

1. составление плана и программы исследования, определение целей

исследования и постановка задач, определение объекта и предмета

исследования, выбор методов исследования, проведение

исследования, анализ и обработка полученных результатов,

оформление обобщенных выводов из исследования;

2. выбор методов исследования, составление плана и программы исследования, определение целей исследования и задач, обобщенный вывод из исследования, определяются объект и предмет исследования, проводится исследование, анализируется и обрабатывается полученный результат;

3. проведение исследования, определение целей исследования и постановка задач, составление плана и программы исследования, определяется объект и предмет исследования, выбираются методы исследования, анализируется и обрабатывается полученный результат, делаются обобщенные выводыиз исследования;

4. анализируются и обрабатываются полученные результаты, выбираются методы исследования, определяются объект и предмет исследования, проводится исследование, составляется программа и план исследования, определяются цели и задачи исследования.

9.К методам криминологического прогнозирования относятся:

1. анкетирование, моделирование, наблюдение;

2. экспертные оценки, наблюдения, экстраполяция;

3.экстраполяция, экспертные оценки, моделирование;

4. анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

10. Среди этапов криминологического исследования выделите лишний:

1. подготовительный этап

2. рабочий этап

3. заключительный этап

4. апробирование программы

Базовый учебник:

1. Криминология: учебник / Под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. М.:Юристъ, 2006. -734 с.

Основная литература

1. Криминология: учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2007. – 912 с.

2. Пенитенциарная криминология: учебник /под редакцией Ю.М.Антоняна, 9. А.Я. Гришко, А.П.Фильченко. – Рязань: Академия ФСИН России, 2009. – 567 с.

3. Криминология: курс лекций /под ред. В.Г, Гриба. – М.: Маркет ДС, 2010. – 352с. (Университетская версия)

4. Криминология: учебник для вузов / под редакцией Г.А. Авенсова. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 495с.

5. Криминология: учебник /под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.:Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.- 520 с.

6. Криминология: учебник для вузов / под редакцией В.Д. Малкова. – 3-е издание, перераб., и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. – 528 с.

7. Криминология: учебное пособие /под ред. Г.И. Богуш – М.: Издательство Проспект, 2007. – 328с.

8. Криминология: учебное пособие для студентов вузов /под редакцией С.Я. Лебедева, М.Я. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 519 с.

9. Методика конкретных исследований в исправительно-трудовых учреждениях. Учебно-практическое пособие / Под ред. З.А. Астемиро­ва, М.П. Мелентьева. Рязань, 1976. 142 с.

Дополнительная литература

1. Лунеев В.В. Методы сбора информации социологических исследованиях. В 2-х кн. М.,1990.

2. Савюк Л.К. Правовая статистика. М., 1999

3. Практикум по курсу «Криминология и профилактика преступлений», уч. пособие /под ред. С.Е Вицина, Л.С. Степановой, М.,1997

Вариант 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow