Теория как метод

В европейской традиции первый период самоопределения социологии связывается с появлением работ О. Конта. Он дал социологии имя, определил её ориентацию на нормативы учености, принятые в естествознании. Теоретические концепции, предложенные протосоциологом, составляют её методологию и метод, определяя её место в системе наук, в интеллектуальной эволюции человечества, эмпирическую и прагматическую направленность в исследованиях общества. В понятиях "социальная статика" и "социальная динамика" ещё сохраняются предшествующие образцы "социальной арифметики", "социальной физики" и "социальной биологии", но содержательное наполнение этих понятий Контом представляет методологию формирования предмета и понятийного аппарата новой науки. Понятие "консенсуса" и "солидарности" социальных институтов, "социального прогресса" и его движущих сил и др. - этот понятийный аппарат не только связан с формированием теоретических оснований социологии, но и демонстрирует важность ТЕОРИИ КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

После Конта детализация представлений о методе социологии становится делом исследователей. В начале 90-х годов XIX века выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) разрабатывает правила социологического метода ("Метод социологии", 1899) и реализует их в работе с эмпирическими данными, доказывая необходимость рассматривать "социальные факты как вещи". Он демонстрирует реализацию этого принципа в конкретной исследовательской ситуации, обращаясь к осмыслению статистических данных для обоснования теоретических представлений о взаимосвязи человека и общества.

Дюркгейм установил существование строгих социальных фактов в качестве главного материала социологии. В "Методе социологии" он настаивает на том, что методы интроспективной индивидуалистической психологии, практиковавшиеся Гоббсом и Смитом, сталкиваются с недоступной для познания реальностью. Дюркгейм убеждает, что социальная реальность может быть познана не в индивидуальном сознании, а в потоке социальных фактов, Он предлагал исследовать сами социальные процессы, а не представления о них.

В первой главе "Метода..." Дюркгейм определяет социальные факты как внешние к индивиду пути деятельности мышления и чувствования, которые и контролируют его. В индивидуальном сознании присутствуют людские привычки, традиции, обычаи, воплощенные в социальных институтах, законах, моралях и политических идеологиях. Эти социальные факты открываются посредством изучения поведения индивида в социуме, а не в содержании индивидуального сознания. Социальные факты, утверждает Дюркгейм, суть "внешние" к индивиду, они вошли в него снаружи и определяют поведение. И чем объемнее социальные факты, тем труднее их познавать.

Важнейшим типом социальных фактов являются концептуальные построения, отражающие интересы различных социальных групп. Наиболее плодотворный способ исследования общества состоит в фиксировании самых значительных фактов. В таком случае невозможно обойтись без синтезирующих результаты частных наук методов. Среди них, прежде всего, отметим сравнительные методы. В этот период социология также осваивает методологические принципы и методы эмпирических исследований в смежных областях обществознания: экономике, истории, статистике, психологии, языкознании, правоведении и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: