Определение метода

Метод - это планомерный путь научного познания, это - совокупность приемов, способов и операций, образ действия или подход к изучаемым явлениям. Метод предполагает прежде всего умение задавать вопросы и так отвечать на них, чтобы иметь некую гарантию надежных ответов. Непременная задача метода - концептуальная ясность и экономичность процедуры, и самое главное - высвобождение социологического воображения.

Метод - это проекция деятельных способностей человека, их организация в виде нового, искусственного органа, усиливающего его естественные познавательные способности. Овладеть методом - значить стать интеллектуально более зрелым, т. е. обрести контроль над собственным процессом мышления, осознать свои слабости. Открытие индивидом для себя нового метода означает развитие его творческих сил, преодоление обыденной границы его возможностей. За свою жизнь современный человек приобретает очень мало личного опыта, который служит весьма важным источником настоящего интеллектуального творчества. В силу этого, он вынужден полагаться и одновременно скептически относиться к методологическому арсеналу средств познания, накопленному другими.

Нередко мечтают и ищут какой-то один единственный метод, который бы поставил на поток открытие научных истин и всегда бы приводил к успеху в научных исследованиях. Это нереально, это - методологическая утопия. Она игнорирует сложную деятельную природу человека, представляя его в качестве некой изолированной функции, которую с успехом можно заменить машиной. Было бы непростительным упрощением полагать, что в каждом из методов человек проявляет себя только рационально, освободившись от эмоций, бессознательных и накопленных в повседневной практике установок. Жизнь показывает, что использование метода обусловлено не только предметом изучения разумом, но и всей сложной структурой индивида. Именно человек с его волей, способностями и соответствующим эмоциональным настроем принуждает себя следовать определенным методологическим установкам. Любой метод требует соответствующей структуры субъективных элементов и реализуется только через приведение в движение этой структуры. Таким образом, на вопрос о точном количестве методов в социологических исследованиях нет однозначного ответа. Пути, а точнее тропинки научного познания - бесчисленны, поскольку индивидуальны. Более того, индивид, находящийся в плену одного единственного конкретного метода, не увидит ничего стоящего в обществе.

Целостная структура человека, определяющая использование определенного метода, включает психологические, эстетические, этические и прочие иррациональные и ценностные элементы. Но кроме этого, надо видеть также духовные феномены, которые упорядочивают познавательную деятельность. К ним традиционно относят: здравый смысл, такт, способность суждения, вкус, стиль, медиатор (слово, культовый символ, поступок, миф, знак), понимание. На методологических возможностях ряда этих феноменов мы уже останавливались в предыдущих разделах пособия.

Становление интеллектуального мастерства означает, прежде всего, отказ от фетишизации какого-либо метода, более того, оно предполагает желание развивать и применять социологическое воображение (35. с.253.). Пусть каждый будет сам себе методологом и теоретиком, защищает приоритет индивидуального исследователя. Именно этот путь даёт максимальный прирост знания об обществе. Так только и поступали классики социологической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: