Гермий «Осмеяние» 9 (Д 653)

Но стоящий на противоположной стороне. Протагор тащит меня к себе, говоря: предел и критерий вещей — человек, и вещи суть то, что подпадает под ощущение, а то, что не подпадает (под ощущение), того не существует в видах сущности.

17 Аристотель. "Метафизика" IX, 3; 1046, 29.

Некоторые, однако (например, мегарцы), утверждают, что нечто может действовать только тогда, когда оно действительно действует, когда же не действует, оно и не может действовать; например, тот, кто не строит дом, не может строить дом, а это может [лишь] тот, кто его строит, когда он его строит, — и подобным же образом во всех других случаях. Нелепости, которые следуют отсюда для них, нетрудно усмотреть. Ведь ясно, что ни один человек в таком случае не будет и строителем дома, если он сейчас дом не строит (ведь быть строителем дома — значит быть в состоянии строить дом). Подобным же образом (обстоит дело) и в отношении прочих искусств. Итак, если невозможно обладать таковыми искусствами, не учась никогда и не овладев ими, и (невозможно затем) не иметь их в своем обладании, (1047а) не лишившись когда-либо этого обладания (или вследствие забвения, или вследствие какого-нибудь несчастного случая, или от времени; конечно, не вследствие того, что само это дело погибло, ибо оно всегда есть; если, когда строитель перестанет (строить), он не будет обладать (больше) этим искусством, то как же он снова вскоре будет строить, откуда он получит (утраченную способность)? И неодушевленные (предметы) подобным же образом. Ибо и холодное, и теплое, и сладкое, и вообще все чувственно-воспринимаемое будет ничем, когда они не ощущаются. Таким образом придется применить к ним учение Протагора. Но так же ничто не будет иметь и ощущения, если оно не ощущает и не действует.

Тертуллиан «О душе» 15

(местопребывание души в сердце) также Протагор, также Аполлодор, также Хрисипп думают.

Платон «Эвтидем» 286 ВС.

Но это учение (а именно, что невозможно противоречить) я слышал уже от многих и много раз и оно всегда приводит меня в изумление. В самом деле, оно было в большом употреблении у учеников Протагора и у еще более древних (ср. Гераклит 12 А 7). Мне же (это учение) всегда представлялось каким-то странным, опровергающим и другие (учения) и самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: