«Юридический колледж Белорусского государственного университета»
Утверждаю
Заместителем директора по учебной
работе
_______________ О.М.Старовойтов
«____» __________________200__ г.
Политология
Учебно-методические РЕКОМЕНДАЦИИ
для учащихся по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
(заочная форма обучения)
Минск
Автор: | Суздалева И.В., старший преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» |
Самкова С.Л., преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» | |
Учебно-методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин, | |||
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____ | |||
Заведующий кафедрой | |||
подпись | ФИО | ||
Учебно-методические рекомендации рассмотрены на заседании Педагогического совета Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» и рекомендована для использования в качестве учебно-методических рекомендаций для учащихся заочной формы обучения, | |||
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____ | |||
Начальник учебно-методического отдела | Т. М. Русенчик | ||
подпись | ФИО | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………... | |
2. Тематический план ……………………………………… | |
3. Материалы практических занятий …………………….. | |
4. Список литературы и источников, рекомендуемых для самостоятельного изучения и при выполнении домашних контрольных работ ……………………………………. | |
5. Вопросы к зачету ………………………………………... | |
6.Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ………………………………… | |
7.Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся…………………………………………………………. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины «Политология» – заложить основы политических знаний, сформировать у учащихся компетенций, которые обеспечивают решение и выполнение гражданских, социально-профессиональных и личностных задач и функций.
Задачи дисциплины:
– ознакомление с феноменом политики;
– формирование уровня научно-теоретических представлений о политической сфере жизнедеятельности общества, феномене властных отношений, их институциональном воплощении;
– рассмотрение исторической эволюции политических идей;
– формирование навыков анализа классических текстов по истории политический учений;
– анализ политических отношений и выработка понимания политики как процесса;
– формирование у учащихся научного мировоззрения, умения анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и мире; обучение навыкам научного анализа текущей политической ситуации;
– формирование системы знаний об обществе, своих правах и обязанностях, ответственности за самого себя, семью, страну;
– приобретение умений, навыков и качеств, необходимых для осознанного гражданского участия в делах общества и государства;
– формирование у учащихся патриотического сознания в контексте фундаментальных ценностей и идеалов белорусского общества;
– воспитание гражданской политической культуры и этики межличностных, межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе.
«Политология» является дисциплиной общеобразовательного цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Социология», «Теория и история государства и права», «История политических и правовых идей», «Конституционное право», «Основы идеологии белорусского государства».
К знаниям и умениям учащихся предъявляются следующие требования:
Знать на уровне представления:
– понятие политики, ее границы;
– основные понятия и категории политологии;
– основные положения политической теории;
– общую характеристику и механизмы влияния политики на жизнь человека и общества;
– общую характеристику политической и государственной власти;
– основы избирательного права, принципы и механизмы избирательной системы Республики Беларусь;
– основы политического поведения личности.
Знать на уровне понимания:
– политическое состояние общества;
– политические интересы субъектов политики;
– деятельность субъектов политического процесса;
– основные закономерности политических отношений;
– структуру политической системы и роль основных политических институтов;
– конституционные основы политической системы и избирательного процесса в Республике Беларусь.
Уметь:
– использовать (применять) политологические знания при анализе конкретных социально-политических ситуаций;
– использовать политологические знания в процессе взаимодействия с социально-политическими организациями, институтами общества, социальными группами и общностями;
– использовать политологические знания в предстоящей профессиональной деятельности;
– участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;
– осуществлять личностный выбор гражданина;
– анализировать современные политические процессы с учетом знания геополитики и теории глобализации.
Структура дисциплины построена на принципе выделения пяти блоков политического знания, признанном в мировой политологии: теория, история и методология; политические институты; политические процессы; политическое сознание и политическая культура; система современных международных отношений, глобальные проблемы современности. Структура курса предполагает изучение основных проблем политологии по принципу от общего к частному – от выяснения содержания важнейших понятий политологии (политика, власть, политическая система, государство, институты государственной власти, политический процесс, политическая деятельность, политическое сознание и различные его проявления и т.д.) к рассмотрению конкретных форм проявления политических отношений в процессуальном аспекте. Особое внимание должно уделяться рассмотрению содержания и тенденций развития политического процесса в Республике Беларусь.
В современном мире политология завоевала существенные позиции, это признанная, уважаемая во всех странах дисциплина. Ее достижения во многом увеличивают шансы становления и укрепления демократии. Политология призвана помочь учащемуся превзойти границы обыденных представлений о политике, сформировать гражданскую политическую культуру, ответственное отношение к будущему своей страны.
На протяжении ХХ – начала XXI века проявляется отчетливая тенденция к междисциплинарному взаимодействию политологии с правовыми науками и, в частности, с конституционным и административным правом. Объект изучения политологии и правоведения един: государственная власть и регулятивные механизмы социума. Разница в предмете исследования и используемых методах. Объективной основой возрастания академического интереса к изучению политических аспектов права и, наоборот, правовых аспектов политики является общность их важнейших социальных целей и ценностей.
Современное право – важнейший инструмент, форма и символ власти и государственного управления. Право выступает системообразующим фактором для динамичной политической системы. Построение курса «Политология» основано на сочетании изучения институциональных основ политической системы (государство, разделение властей, политические партии и общественные объединения) и динамики политических процессов (этапы политического процесса, специфика политической деятельности и политического участия). Особое внимание уделяется сфере политического сознания (политическая культура, идеологии, политическая психология), а также специфике системы международных отношений.
Таким образом, знание основ политологии дает возможность сформировать у будущего правоведа не абстрактные знания и понятия, а прагматические навыки, регулирующие гражданское поведение согласно нормам и ценностям белорусского государства. Сочетание юридических и политических знаний составляет основу для подготовки специалиста, способного компетентно решать задачи, возникающие в сфере государственного управления на различных уровнях.
В УМК сформулированы цели изучения каждой темы и спрогнозирован результат их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
Методика преподавания дисциплины «Политология» строится на сочетании теоретических и практических занятий, дополняемых самостоятельной работой учащихся над учебной литературой и нормативными правовыми актами, а также написанием рефератов на наиболее актуальные политологические темы. Для повышения качества усвоения материала возможно проведение круглых столов, коллоквиумов, а также подготовка учащимися рефератов (докладов, выступлений), привлечение к проведению учебных занятий практикующих в области политологии специалистов.
Для обеспечения должного уровня подготовки специалистов на занятиях рекомендуется использовать технические средства обучения, раздаточные материалы (карточки с заданиями, схемы, таблицы), учебные плакаты и др.
В УМК приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине «Политология» которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показательной оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 года № 17).
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН заочной формы обучения
(приложение к рабочей программе)
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу учащихся (часов) | ||||
Всего | В том числе | |||||
Для дневной формы | Для заочной формы | на установочные занятия | на обзорные занятия | практические занятия | ||
Введение | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 1. Что такое политика? | 5,5 | 3,5 | 13,5 | |||
1.1. Политика и ее границы | 1,5 | 1,5 | 2,5 | |||
1.2. Этапы становления и развития политической науки | ||||||
1.3. Структура, методы и функции политологии | ||||||
1.4. Политическая система общества и политические режимы | ||||||
Раздел 2. Власть | ||||||
2.1. Политическая власть. Теория властных отношений | ||||||
2.2. Политические элиты и политическое лидерство | ||||||
Обязательная контрольная работа по теме | 1 | |||||
Раздел 3. Государство и демократия | ||||||
3.1. Государство в политической системе. Институты государственной власти | ||||||
3.2. Общественные объединения и организации | 0,5 | 0,5 | 2,5 | |||
3.3. Политические партии и партийные системы | 0,5 | 0,5 | 2,5 | |||
3.4. Демократическая политическая система. Сущность и модели демократии | ||||||
3.5. Представительство и выборы. Избирательные системы | ||||||
Раздел 4. Личность и политика | ||||||
4.1. Политический процесс | ||||||
4.2. Политическое поведение личности | ||||||
4.3. Политическое сознание. Политическая культура и политическая социализация | ||||||
Раздел 5. Международные отношения, глобальные проблемы политического развития | ||||||
5.1. Система современных международных отношений. Внешняя политика государств | ||||||
5.2. Геополитика. Основные геополитические концепции. Теория глобализации | ||||||
Итого |