Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования. Пояснительная записка

«Юридический колледж Белорусского государственного университета»

Утверждаю

Заместителем директора по учебной

работе

_______________ О.М.Старовойтов

«____» __________________200__ г.

Политология

Учебно-методические РЕКОМЕНДАЦИИ

для учащихся по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

(заочная форма обучения)

Минск

Автор: Суздалева И.В., старший преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета»
  Самкова С.Л., преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета»
   
   
   
 
Учебно-методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин,
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____
 
Заведующий кафедрой      
  подпись   ФИО
       
 
Учебно-методические рекомендации рассмотрены на заседании Педагогического совета Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» и рекомендована для использования в качестве учебно-методических рекомендаций для учащихся заочной формы обучения,
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____
 
Начальник учебно-методического отдела     Т. М. Русенчик
  подпись   ФИО
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………...  
2. Тематический план ………………………………………  
3. Материалы практических занятий ……………………..  
4. Список литературы и источников, рекомендуемых для самостоятельного изучения и при выполнении домашних контрольных работ …………………………………….  
5. Вопросы к зачету ………………………………………...  
6.Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ…………………………………  
7.Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся………………………………………………………….  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины «Политология» – заложить основы политических знаний, сформировать у учащихся компетенций, которые обеспечивают решение и выполнение гражданских, социально-профессиональных и личностных задач и функций.

Задачи дисциплины:

– ознакомление с феноменом политики;

– формирование уровня научно-теоретических представлений о политической сфере жизнедеятельности общества, феномене властных отношений, их институциональном воплощении;

– рассмотрение исторической эволюции политических идей;

– формирование навыков анализа классических текстов по истории политический учений;

– анализ политических отношений и выработка понимания политики как процесса;

– формирование у учащихся научного мировоззрения, умения анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и мире; обучение навыкам научного анализа текущей политической ситуации;

– формирование системы знаний об обществе, своих правах и обязанностях, ответственности за самого себя, семью, страну;

– приобретение умений, навыков и качеств, необходимых для осознанного гражданского участия в делах общества и государства;

– формирование у учащихся патриотического сознания в контексте фундаментальных ценностей и идеалов белорусского общества;

– воспитание гражданской политической культуры и этики межличностных, межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе.

«Политология» является дисциплиной общеобразовательного цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Социология», «Теория и история государства и права», «История политических и правовых идей», «Конституционное право», «Основы идеологии белорусского государства».

К знаниям и умениям учащихся предъявляются следующие требования:

Знать на уровне представления:

– понятие политики, ее границы;

– основные понятия и категории политологии;

– основные положения политической теории;

– общую характеристику и механизмы влияния политики на жизнь человека и общества;

– общую характеристику политической и государственной власти;

– основы избирательного права, принципы и механизмы избирательной системы Республики Беларусь;

– основы политического поведения личности.

Знать на уровне понимания:

– политическое состояние общества;

– политические интересы субъектов политики;

– деятельность субъектов политического процесса;

– основные закономерности политических отношений;

– структуру политической системы и роль основных политических институтов;

– конституционные основы политической системы и избирательного процесса в Республике Беларусь.

Уметь:

– использовать (применять) политологические знания при анализе конкретных социально-политических ситуаций;

– использовать политологические знания в процессе взаимодействия с социально-политическими организациями, институтами общества, социальными группами и общностями;

– использовать политологические знания в предстоящей профессиональной деятельности;

– участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

– осуществлять личностный выбор гражданина;

– анализировать современные политические процессы с учетом знания геополитики и теории глобализации.

Структура дисциплины построена на принципе выделения пяти блоков политического знания, признанном в мировой политологии: теория, история и методология; политические институты; политические процессы; политическое сознание и политическая культура; система современных международных отношений, глобальные проблемы современности. Структура курса предполагает изучение основных проблем политологии по принципу от общего к частному – от выяснения содержания важнейших понятий политологии (политика, власть, политическая система, государство, институты государственной власти, политический процесс, политическая деятельность, политическое сознание и различные его проявления и т.д.) к рассмотрению конкретных форм проявления политических отношений в процессуальном аспекте. Особое внимание должно уделяться рассмотрению содержания и тенденций развития политического процесса в Республике Беларусь.

В современном мире политология завоевала существенные позиции, это признанная, уважаемая во всех странах дисциплина. Ее достижения во многом увеличивают шансы становления и укрепления демократии. Политология призвана помочь учащемуся превзойти границы обыденных представлений о политике, сформировать гражданскую политическую культуру, ответственное отношение к будущему своей страны.

На протяжении ХХ – начала XXI века проявляется отчетливая тенденция к междисциплинарному взаимодействию политологии с правовыми науками и, в частности, с конституционным и административным правом. Объект изучения политологии и правоведения един: государственная власть и регулятивные механизмы социума. Разница в предмете исследования и используемых методах. Объективной основой возрастания академического интереса к изучению политических аспектов права и, наоборот, правовых аспектов политики является общность их важнейших социальных целей и ценностей.

Современное право – важнейший инструмент, форма и символ власти и государственного управления. Право выступает системообразующим фактором для динамичной политической системы. Построение курса «Политология» основано на сочетании изучения институциональных основ политической системы (государство, разделение властей, политические партии и общественные объединения) и динамики политических процессов (этапы политического процесса, специфика политической деятельности и политического участия). Особое внимание уделяется сфере политического сознания (политическая культура, идеологии, политическая психология), а также специфике системы международных отношений.

Таким образом, знание основ политологии дает возможность сформировать у будущего правоведа не абстрактные знания и понятия, а прагматические навыки, регулирующие гражданское поведение согласно нормам и ценностям белорусского государства. Сочетание юридических и политических знаний составляет основу для подготовки специалиста, способного компетентно решать задачи, возникающие в сфере государственного управления на различных уровнях.

В УМК сформулированы цели изучения каждой темы и спрогнозирован результат их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

Методика преподавания дисциплины «Политология» строится на сочетании теоретических и практических занятий, дополняемых самостоятельной работой учащихся над учебной литературой и нормативными правовыми актами, а также написанием рефератов на наиболее актуальные политологические темы. Для повышения качества усвоения материала возможно проведение круглых столов, коллоквиумов, а также подготовка учащимися рефератов (докладов, выступлений), привлечение к проведению учебных занятий практикующих в области политологии специалистов.

Для обеспечения должного уровня подготовки специалистов на занятиях рекомендуется использовать технические средства обучения, раздаточные материалы (карточки с заданиями, схемы, таблицы), учебные плакаты и др.

В УМК приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине «Политология» которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показательной оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 года № 17).

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН заочной формы обучения
(приложение к рабочей программе)

Раздел, тема Количество учебных часов Время на самостоятельную работу учащихся (часов)
Всего В том числе
Для дневной формы Для заочной формы на установочные занятия на обзорные занятия практические занятия
Введение   0,5 0,5     0,5
Раздел 1. Что такое политика?   5,5 3,5     13,5
1.1. Политика и ее границы   1,5 1,5     2,5
1.2. Этапы становления и развития политической науки            
1.3. Структура, методы и функции политологии            
1.4. Политическая система общества и политические режимы            
Раздел 2. Власть            
2.1. Политическая власть. Теория властных отношений            
2.2. Политические элиты и политическое лидерство            
Обязательная контрольная работа по теме 1          
Раздел 3. Государство и демократия            
3.1. Государство в политической системе. Институты государственной власти            
3.2. Общественные объединения и организации   0,5   0,5   2,5
3.3. Политические партии и партийные системы   0,5   0,5   2,5
3.4. Демократическая политическая система. Сущность и модели демократии            
3.5. Представительство и выборы. Избирательные системы            
Раздел 4. Личность и политика            
4.1. Политический процесс            
4.2. Политическое поведение личности            
4.3. Политическое сознание. Политическая культура и политическая социализация            
Раздел 5. Международные отношения, глобальные проблемы политического развития            
5.1. Система современных международных отношений. Внешняя политика государств            
5.2. Геополитика. Основные геополитические концепции. Теория глобализации            
Итого            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: