Совершенство хатха йога достигается тогда, когда имеются худощавость тела, спокойствие, проявление внутреннего звука, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду (сперма/яйцеклетка), активный пищеварительный огонь и очищение нади.
Когда кундалини шакти проходит через сушумну, все нади и чакры и все тело излучают эту шакти. Это подобно замене обычной двадцати пяти ваттовой лампочки флуоресцентной трубкой, вносящей существенно большее освещение в малую комнату. Когда кундалини поднимается через сушумну, светящимся становится все тело, а не только сознание. Перемены проявляют себя в каждом аспекте вашего существования.
Когда кундалини проходит через муладхару, ощущение запахов становится очень острым. Человек может быть в состоянии даже выделять некоторые запахи, просто сконцентрировавшись на них. Если практикующий овладевает элементом «земля», то есть силами сцепления и притяжения, то может иметь место левитация. В уме возникает интуитивное знание прошлого, настоящего и будущего; развиваются писательские способности и возникает состояние естественного экстаза. Когда кундалини проходит через свадхистхана чакру, весьма острым становится чувство вкуса — по своему желанию могут создаваться ощущения различного вкуса. Поскольку пробуждение свадхистханы дает силу над элементом «вода», то исчезает страх перед глубокой водой, и были даже известны люди, которые могли ходить по воде. Развиваются психические способности и контроль над органами чувств. Становятся весьма острыми восприятие астрального царства и интуиция, и даже смерть может стать управляемой. Когда кундалини находится в манипура чакре, тело полностью избавляется от каких-либо болезней и не подвержено воздействию огня. Выделения, голод и жажда уменьшаются, и тело может жить на одной только пране в течение нескольких дней. Избыточный жир утрачивается, и кожа становится лучащейся. Находясь в анахата чакре, кундалини возбуждает внутренний звук, или нада. Становятся явными возможности пранического целительства, человек становится очень чувствительным к другим и к внешним вибрациям. Возникает огромная любовь и сострадание ко всем живым существам; может развиться даже способность проникать в тело другого существа. Когда кундалини пронизывает вишуддхи чакру, голос становится мелодичным и резонирующим, слова человека становятся тотально захватывающими. Тело может разрушать ядовитые вещества и является неподверженным любым экстремальным внешним условиям, таким как жар и холод, боль или удовольствие, день или ночь. Когда кундалини поступает в аджна чакру, раскрываются чистое знание и мудрость, и все прошлые кармы разрушаются. Говорят, что приобретаются восемь основных сиддх и тридцать сиддх менее значительных. Потом, когда кундалини пребывает в сахасраре, достигается совершенство, и когда она перенаправляется вниз, в муладхару, на йога нисходят все возможные добродетели. Это дхарма мегха самадхи.
Глава третья МУДРА И БАНДХА
Глава третья. 104
МУДРА И БАНАХА.. 104
Шлока 1. Кундалини — основа практик йоги. 106
Шлока 2. Милость гуру и открытие чакр. 106
Шлока 3. Сушумна становится путем для праны и предотвращается смерть. 107
Шлока 4. Другие названия сушумны.. 107
Шлока 5. Мудра будит спящую богиню.. 108
Шлоки 6, 7. Десять мудр разрушают старость. 108
Шлока 8. Восемь главных сиддхи, достигаемых применением мудр. 109
Шлока 9. Мудры должны сохраняться в секрете. 109
Шлоки 10-13. Маха мудра — великая поза. 109
Шлока 14. Сила маха мудры.. 110
Шлока 15. Маха мудра выполняется равное число раз на обеих сторонах. 110
Шлока 16. Для практикующего маха мудру нет токсичных веществ. 111
Шлока 17. Целебные эффекты маха мудры.. 111
Шлока 18. Маха мудра должна сохраняться в секрете. 111
Шлоки 19-22. Маха бандха — великий замок. 111
Шлока 23. Маха бандха предотвращает утечки из нади. 113
Шлока 24. Маха бандха разрушает время и объединяет три нади. 113
Шлока 25. Необходимость маха ведха мудры для маха мудры и маха бандхи. 113
Шлоки 26-28. Маха ведха мудра — великая пронизывающая поза. 113
Шлоки 29. Польза маха ведха мудры.. 115
Шлока 30. Польза маха ведха мудры.. 115
Шлока 31. Предписания для выполнения маха ведха мудры.. 115
Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания. 116
Шлока 37. Техника кхечари мудры, центра небес. 116
Шлоки 38, 39. Польза кхечари мудры.. 117
Шлока 40. Польза кхечари мудры.. 117
Шлока 41. Кхечари мудра заставляет ум двигаться в Брахмана. 117
Шлока 42. Кхечари дает возможность контролировать семя. 118
Шлока 43. Ваджроли мудра контролирует семя. 118
Шлока 44. При выполнении кхечари мудры пьется нектар луны и побеждается физическая смерть. 118
Шлока 45. На того, кто практикует кхечари, не действует яд. 118
Шлока 46. Кхечари удерживает прану в теле. 118
Шлока 47. Кхечари позволяет пить амараваруни. 118
Шлока 48. Смысл слов «поедание коровьего мяса» в хатха-йоге. 119
Шлока 49. Кхечари производит тепло, позволяющее течь нектару. 119
Шлока 50. Нектар предотвращает старение и проявляет сиддхи. 120
Шлока 51. Нектар высвобождает кундалини, дарует долгожительство, делает тело гибким, как лотос, и воздействует на вишуддхи. 120
Шлока 52. Кхечари мудра сохраняет нектар, необходимый для достижения совершенства тела. 121
Шлока 53. В голове сходятся пять нади. 121
Шлока 54. Переживание единения. 121
Шлоки 55, 56. Уддияна бандха — замок втягивания живота. 122
Шлока 57. Уддияна бандха — замок втягивания живота. 123
Шлоки 58, 59. Польза уддияна бандхи. 124
Шлока 60. Уддияна бандха ведет к мукти. 124
Шлоки 61-63. Мула бандха — замок втягивания промежности или шейки матки. 124
Шлока 64. Мула бандха объединяет прану и апану, наду и бинду. 126
Шлока 65. Физические эффекты от применения мула бандхи. 127
Шлоки 66, 67. Объединение праны и апаны интенсифицирует выделение тепла в теле. 127
Шлоки 68, 69. Пробуждение кундалини. 128
Шлоки 70, 71. Джаландхара бандха — горловой замок. 129
Шлока 72. При выполнении джаландхара бандхи нектар не падает в пищеварительный огонь. 129
Шлока 73. Блокируются шестнадцать адхар вишуддхи чакры.. 130
Шлока 74. Мула, джаландхара и уддияна бандхи. 132
Шлока 75. Польза трех бандх. 132
Шлока 76. Великие сиддхи практиковали эти бандхи. 132
Шлока 77. Амброзия, или нектар, поглощается. 132
Шлоки 78, 79. Випарит карани мудра — перевернутая поза. 133
Шлоки 80, 81. Випарит карани мудра — диета и практика. 135
Шлока 82. Польза випарит карани мудры.. 135
Шлока 83. Тот, кто практикует ваджроли мудру, обретает сиддхи. 136
Шлока 84. Два требования для выполнения ваджроли мудры.. 137
Шлока 85. Каждый мужчина и каждая женщина могут достигнуть совершенства в ваджроли мудре. 138
Шлока 86. Ваджроли мудра с катетером.. 138
Шлока 87. Бинду (семя) не должно оставаться в йони. 139
Шлока 88. Сохранение бинду есть жизнь. 140
Шлока 89. При сохранении бинду приятно пахнет тело и предотвращается смерть. 141
Шлока 90. Должны контролироваться семя и ум.. 141
Шлока 91. Сохранение бинду и раджаса. 142
Шлоки 92-94. Сахаджоли мудра — практика спонтанного пробуждения. 142
Шлока 95. Йога достигается добродетельными, а не эгоистичными людьми. 143
Шлоки 96, 97. Амароли мудра — практика пробуждения бессмертия. 144
Шлока 98. Протирание тела смесью пепла и семени после ваджроли мудры.. 146
Шлока 99. Если женщина практикует ваджроли — она является йогиней. 146
Шлока 100. При сохранении раджаса объединяются бинду и нада. 147
Шлока 101. Объединение благодаря ваджроли бинду и раджаса дарует сиддхи. 148
Шлока 102. Йогиня, сохраняющая свой раджас, достигает кхечари. 149
Шлока 103. Ваджроли приводит к освобождению.. 149
Шлока 104. Названия кундалини шакти. 151
Шлока 105. Кундалини — ключ к освобождению.. 151
Шлоки 106, 107. Спящая шакти является средством освобождения для йога и рабством для невежественного. 151
Шлока 108. Кундалини свернулась, как змея. 152
Шлоки 109, 110. Кундалини находится между идой и пингалой. 153
Шлока 111. Возбуждаясь, кундалини поднимается вверх. 155
Шлока 112. Шакти чалана мудра — практика движения энергии. 155
Шлока 113. Местоположение канды.. 155
Шлока 114. Канда должна стискиваться в ваджрасане. 156
Шлока 115. Кундалини пробуждается в ваджрасане при выполнении бхастрика пранаямы.. 156
Шлока 116. Сжатие «солнца» в манипуре. 156
Шлока 117. Когда двигаешь кундалини в течение полутора часов, она втягивается в сушумну и поднимается. 157
Шлока 118. Благодаря практике прана движется по сушумне сама собой. 158
Шлока 119. Освобождение от болезней при регулярном движении кундалини. 158
Шлока 120. Польза регулярного движения кундалини. 159
Шлока 121. Метод достижения совершенства за сорок дней. 159
Шлока 122. Нет никакого страха смерти, если также практикуется бхастрика пранаяма. 160
Шлока 123. Какие другие методы очищают нади?. 160
Шлока 124. Сушумна выпрямляется посредством асаны, пранаямы, мудры, концентрации. 161
Шлока 125. Шамбхави — величайшая мудра, дарующая совершенство. 162
Шлока 126. Все теряет свою красоту без раджа-йоги. 163
Шлока 127. Пранаяма должна выполняться с концентрацией ума. 163
Шлока 128. Десять мудр, описанные Адинатхом, несут совершенство. 164
Шлока 129. Тот, кто учит мудрам в традиции гуру, является Ишварой. 164
Шлока 130. Совершенство достигается выполнением мудры и следованием инструкциям гуру. 164