Дошкольников

Понятно, что для эффективной психологической поддерж­ки детей необходимо использовать как групповые, так и инди­видуальные формы работы в зависимости от выраженности на­рушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивиду­альная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слиш­ком большое количество детей приходится на одного психоло­га. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психо­логической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ опубликованных данных и наши исследования по­зволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при дос­таточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особен­ностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является лич­ностная целостность, а также умение принять и вступить в ди-


алог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружа­ющих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, уме­ние по возможности взаимодействовать именно с этим «свет­лым началом» и дать право на существование «темному нача­лу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему со­ответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно­го и открытого проявления чувств без причинения вреда дру­гим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет нали­чие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, име­ет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потреб­ности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их вза­имосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека спо­собствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном вза­имодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позво­ляет определить следующие задачи психологической поддерж­ки детей:



 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: