Священная сущность Аллаха безгранична

Мы убеждены: Сущность Всевышнего Аллаха не подвержена каким-либо ограничениям; Его знания и мудрость, могущество и сила, безначальность и вечность бесподобны и не имеют границ. Поэтому Ему не свойственно пребывание в определенном месте и Он не подвержен времени, ибо пространство и время, какими бы они ни казались необъятными, являются ограниченными понятиями. Но в то же время Всевышний Аллах пребывает везде и в любом времени, так как время и пространство, как уже было сказано ранее, не имеют над Ним никакой власти.

Священный Коран обращается к человечеству, описывая людям их Творца: «Он тот, кто является Богом на небесах и земле, Он – Мудрый, Знающий». [4]«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите». [5]

Воистину, Он ближе к нам чем сами мы, Он в наших душах и сердцах, Он находится везде, но в то же время Он нигде. «Мы более близки к человеку чем (его) яремная вена». [6] «Он первый и последний, явный и скрытый, Он ведает обо всем сущем». [7]

После прочтения некоторых аятов Священного Корана, например, «Властитель трона, Достославный» [8], у читателя может возникнуть мысль, что Творец располагается на определенном троне. Но это не так, трон в данном случае не означает место сидения властителя. Упоминание об Аллахе как о «Властителе трона» это аллегория и иносказание, такое же, как в другом аяте «Он – Милостивый, который утвердился на троне». [9] Утверждение на троне в отношении Всевышнего Аллаха не значит обладание Им определенного места в пространстве, а значит то, что Он имеет абсолютную власть над мирозданием и его обитателями. Если мы воспримем подобные аяты Священного Корана буквально, решив, что Аллах находится в установленном месте, то этим мы ограничим Его священную сущность, припишем бесподобному Творцу качества ограниченных творений, в то время как это абсолютно неприемлемо. Ведь в небесном писании сказано: «Нет ничего подобного Ему». [10] «И нет никого, равного Ему». [11]

Он не имеет тела и невозможно увидеть Его

Мы убеждены: Нет никакой возможности увидеть Всевышнего Аллаха ни в этом мире, ни в загробном, так как способность лицезреть что-либо глазами подразумевает, что лицезримое будет обладать телом, цветом, формой, что пространство будет властно над ним, а все это есть признаки и качества ограниченных творений. В то время как Творец превыше того, чтобы к Нему были применены качества Его творений. Таким образом, убеждения в возможность увидеть Всевышнего Аллаха не имеет ничего общего с коранической традицией: «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий». [12]

Когда сомневающиеся люди из племени Бани Исраиль заявили пророку Мусе (да будет мир с ним): «О Муса, мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию» [13], то он повел их к горе, где повторил их просьбу, попросив Аллаха явить Себя, на что услышал следующий ответ: «Ты никогда не увидишь меня. Но взгляни на гору, если она устоит на своем месте, то и ты Меня узришь. Когда же Господь его явил Себя горе, Он обратил ее в прах, и Муса пал как громом пораженный. Когда он пришел в себя, то воскликнул: «Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием, и я – первый из уверовавших». [14]

После данного происшествия для всех стало очевидно, что Всевышнего Аллаха нельзя увидеть глазами и постигнуть зрением.

Мы убеждены: Если в некоторых аятах Корана и исламских хадисах говорится о лицезрении Господа, то в них не имеется в виду лицезрение глазами. Речь в этих хадисах и аятах идет о лицезрении сердцем, внутренним зрением, так как аяты небесной книги не могут противоречить друг другу, и одни аяты небесной книги всегда являются объяснением и дополнением других аятов. Выражение «Коран объясняет одни свои аяты при помощи других аятов» является известным выражением, переданным ибн Аббасом».[15]

Однажды один человек спросил Имама Али (да будет мир с ним): «Видел ли ты Господа своего, о Повелитель правоверных?» Имам ответил ему: «Ужель я стану поклоняться тому, чего не вижу?» Затем он добавил: «Не постигает Его око глазным видением, но постигают Его сердца истинной верой». [16]

Мы убеждены: Если приписывать Всевышнему Аллаху свойства и качества Его творений, такие как обладание местом, наличие тела, видимость, то это отдаляет человека от верного пути познания Господа. Такие мысли способны завести его во мрак невежества и заблуждения. Воистину, Пресвятой Создатель превыше ограниченных свойств и качеств творений, и нет ничего подобного Ему.

Единобожие – главный урок Ислама

Мы убеждены: Одной из важнейших тем в исламской религии, имеющих непосредственное отношение к познанию Аллаха, является тема единобожия, выражающаяся в том, что Аллах единственный Творец и единственный Господь. На самом деле тема единобожия не относится только к богословию, данная тема является душой, сердцем и движущей силой всего исламского вероучения. Поэтому без капли сомнения можно сказать, что основные и второстепенные положения исламской религии берут свое начало в принципе единобожия; все мироздание окутано ветвями единственности Творца. Единобожие – важнейший призыв божьих посланников, единобожие – точка соприкосновения всех небесных религий, единобожие – универсальность и всеобщность божественных повелений и законов, и, наконец, единобожие – единство рядов всех мусульман.

По этой причине Священный Коран считает любое отклонение от единобожия (и вследствие этого впадение в какие-либо виды язычества) величайшим и непростительным грехом: «Воистину, Аллах не прощает, когда приобщают к Нему сотоварищей, а все иные грехи прощает, кому пожелает. Тот же, который приобщает к Аллаху сотоварищей, совершает великий грех». [17]

«Тебе и тем, кто жил до тебя, было ниспослано в откровении: «Если ты будешь поклоняться другим божествам помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния и окажешься ты среди потерпевших убыток». [18]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: