Третий: Единобожие в действиях Аллаха

То есть, каждое действие, любое движение и всякое явление, наблюдаемое в огромном мироздании, является результатом воли и желания Всевышнего Аллаха. Священный Коран учит: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему». [19] «Ему принадлежат ключи от небес и земли». [20]

В мире не существует иных причин возникновения действий и явлений, кроме святой сущности Всевышнего Аллаха. Однако данный вид единобожия не означает того, что люди вынуждены совершать те или иные действия. Это совсем не так, наоборот, мы наделены свободой выбора и возможностью самостоятельного принятия решений. Ислам не приемлет фатализма.

«Воистину, Мы наставили его (человека) на путь (указав ему его), будь он благодарным (приняв этот путь) или неблагодарным (отказавшись от него)». [21]

«Человеку уготовано лишь то, что заслужил он усердием». [22]

Упомянутые выше аяты Священного Корана наглядно демонстрируют, что человек обладает собственной волей, он свободен действовать на основе своего личного выбора. Но, так как свобода выбора и возможность самостоятельно совершать различные действия дарованы нам нашим Творцом, то в конечном итоге наши действия зависят от Его воли; при этом с нас не снимается ответственность за совершенные нами деяния.

Он изъявил волю, дабы мы совершали наши действия на основе собственного выбора, чтобы этим путем испытать нас и вести по дороге духовного совершенствования. Почему? Да потому что лишь обладая свободой выбора и по собственной воле повинуясь Творцу, человек может встать на путь совершенствования. А действия, совершенные под принуждением и не основанные на свободном принятии решений, не указывают ни на положительную сторону человека, ни на отрицательную. Более того, если бы мы были вынуждены совершать те или иные действия, и не обладали свободой выбора, то пророческая миссия божьих посланников и ниспослание небесных книг лишились бы всякого смысла. Лишились бы смысла религиозная ответственность, обучение, воспитание, божья награда и божье наказание. Это и есть то самое учение, которое дошло до нас от безгрешных имамов из рода Посланника Аллаха (да будет мир с ними). Они говорили: «Нет абсолютного фатализма, так же как нет абсолютной свободы воли; истина располагается между ними». [23]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: