Мы убеждены: Одним из основных источников шариатского права в частности и исламской религии в целом является разум. Разум является подобным источником в том значении, что он с абсолютной точностью постигает многие истины и выносит о них верное суждение. Например, если допустить, что в Священном Коране и хадисах от Пророка ничего не сказано о запрещенности тирании и предательства, лжи и воровства, убийства и нарушений прав других людей, то разум все равно сказал бы нам, что все эти деяния являются мерзостью и нам нельзя вершить их. Мы все равно осознали бы, что Всезнающий и Мудрый Аллах не дозволяет нам марать свои души совершением этих скверных поступков, и что Он никогда не будет доволен нами, в случае если мы поступим наперекор велению нашего разума.
Аяты Священного Корана переполнены разъяснением значимости и важной роли разума и рациональных доводов. Некоторые аяты призывают обладателей разума размышлять над божественными знамениями, во множестве имеющимися на небесах и земле: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом». [159]
В других аятах речь идет о том, что разъяснение божественных знамений влечет за собой понимание: «Посмотри, как Мы разъясняем знамения, чтобы они могли понять». [160]
В третьих аятах содержится призыв к человечеству различать благие и мерзкие поступки, и использовать при этом свои умственные способности: «Скажи (Мухаммад): «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» [161]
И наконец, аяты Священного Корана считают наихудшими из творений тех, кто не пользуется зрением, слухом и речью, не применяет дарованный Аллахом разум: «Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не разумеют». [162]
И как же после этого можно не придавать значения разуму и умственным способностям человека, не используя их в постижении основных и второстепенных положений религии?