Аят «Наилучшие создания»

Аятом «Наилучшие создания» называют 7-ой аят суры «Ясное знамение», в котором сказано: «Поистине, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие создания».

В предыдущем аяте данной суры описываются наихудшие создания: «Поистине, не уверовавшие из людей писания и язычников окажутся в огне ада и пребудут там вечно. Они – наихудшие создания». [307] А в рассматриваемом нами аяте говорится о наилучших созданиях – людях, которые веруют в Аллаха и наступление судного дня, следуют за Посланником Аллаха и вершат благие деяния. В соответствии с шиитскими комментариями к Священному Корану данный аят был ниспослан во славу Имама Али (да будет мир с ним) и его последователей. Но информация об этом имеется также в многочисленных суннитских источниках. Хаким Хаскани в «Шавахид ат-танзиль», комментируя данный аят, пишет, что аят был ниспослан в связи с Али ибн Аби Талибом и ахль аль-бейт. Там же он приводит хадис от Имама Али, который сказал: «Пророк прижал меня к груди и сказал мне: «Аят «Поистине, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие из созданий» о тебе и твоих последователях. Местом нашей встречи будет райский водоем».

Джалалуддин Суюти в своем тафсире «Дурр аль-мансур» передает от Абдуллы Ансари: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти находится моя душа, Али и его последователи преуспеют в судный день». И затем Всевышний Аллах ниспослал данный аят».

Табари в «Джами аль-баян», комментируя 7-ой аят суры «Ясное знамение», приводит слова Пророка Ислама, сказавшего: «Речь в этом аяте идет об Али и его последователях».

Помимо комментариев к Корану похожие хадисы имеются и в суннитских сборниках хадисов. Например, Хайсами приводит слова Пророка, обращенные к Али: «О Али, ты первым из моей общины войдешь в рай, и твои последователи будут восседать на возвышенностях из света». [308]

Небезызвестный суннитский историк Хатыб Багдади пишет, что Посланник Аллаха говорил Али: «О Али, ты и твои последователи в раю». [309]

Знакомясь с хадисами, служащими толкованием 7-ого аята суры «Ясное знамение», можно сделать следующие два вывода. Во-первых, в хадисах говорится о последователях Али, то есть о шиитах. Значит, слово шииты применил Посланник Аллаха, назвав так приверженцев Али ибн Аби Талиба. Здесь не остается места для беспочвенных утверждений ряда исследователей, измышляющих различные причины, которые, по их мнению, способствовали появлению шиитов. Тем более что они не имеют при этом общего мнения. Во-вторых, этот аят указывает на то, что Имам Али является наилучшим из всех сподвижников Пророка. Все без исключения мусульманские ученые, и даже Ибн Теймия, убеждены в том, что руководителем исламской общины должен быть наилучший мусульманин. Таким образом руководителем мусульман после Пророка должен быть только Али ибн Аби Талиб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: