С трением

Геплота есть завершение звука.

Г. Гегель. Философия природы

Газогреваются (при игре)

at- только музыканты, но и

инструменты.

Там же

Итак, «три кита» в области

борьбы с шумами были известны в строительной.чкустике достаточно давно. Составим табличку (или, как сейчас модно писать по всякому поводу,


матрицу) этих^средств:

Звукоизоляция Звукопоглощение
Виброизоляция (амортизация)  

Очевидно, ощущалась пустота одной клетки этой таблички, чувствовалось, что раз есть звукопоглоще­ние, то должно, видимо, быть и вибропоглощение. Ведь недаром в ряде стран звуковую вибрацию, то есть колебания звуковой частоты в твердых телах, именуют структурным или телесным звуком.

— Позвольте, — возможно, скажет кто-нибудь из читателей, имеющих отношение к строительной меха­нике или к различного рода механизмам,— но ослаб­ление вибрации механизмов с помощью виброгаси-

4\V


телей, предложенных и исследованных,ТимощенЩ|, Ден-Гартогом и другими, тоже известно довольно давно.

Да, действительно, виброгасители для механиз­мов, различные демпферы применялись и ранее. Но эти гасители использовались (и используются) для ослабления колебаний механизмов или их частей лишь на отдельных резонансных частотах, не превы­шающих десятков герц, причем масса таких гасите­лей достигает иногда нескольких сот килограммов. Речь же шла о создании легкого и удобного средства поглощения вибрации строительных конструкций од­новременно во всем диапазоне слышимых частот. Из этих конструкций следует упомянуть прежде всего корпуса, палубы, переборки судов. Строительство различного рода судов началось после Великой Оте­чественной войны бурными темпами, и сразу же об­наружилось, что во внутренних помещениях судов



Сколь убедительным может быть удар деревянного молотка покрытие (даже не со стороны удара), уровень неприятного звука,

шумомёром, заметно


и стальной лист! Когда на листе имелось вибродемфирующее

излучаемого листом в окружающее пространство и- фиксируемого

уменьшался.


очень шумно — ведь, металл хорошо проводит звуков вую вибрацию. Требуемое средство было найдено, причем можно уверенно говорить здесь о приоритете отечественной науки и техники. В 1945 году автором этой книги было обнаружено, что нанесение на ме­таллические листы резин и пластмасс сильно увели­чивает затухание колебаний листов в широком диа­пазоне частот.

Уже через несколько лет демпфирование метал­лических конструкций стало обычным явлением, но тогда оно еще не успело получить признания, дока­зательством тего явилась полемика автора предло­жения с вышестоящими организациями при попытке запатентовать его.

Вначале пришел отказ. Мотивировка: облицовка корпусных конструкций резинами и пластмассами из­вестна из ряда зарубежных патентов. Что ж, беремся за изучение этих патентов. Оказывается, в одном случае применение полимерных материалов имело целью защиту от скольжения при хождении по палу­бе, в другом — защиту стенок танков судов, перево­зящих кислоты, от их действия и т. д. и т. п. Нане­сение же подобных материалов с целью увеличения механических потерь в конструкциях не предлагал ранее никто.

Свидетельство на изобретение было выдано (№ 119084 с приоритетом от 2 августа 1947 г.)*, но до внедрения этого средства на судах было еще да­леко. Требовалась «наглядная агитация». В лабора­тории были подвешены на тонких нитях две сталь­ные пластины, вырезанные из обшивки судового кор­пуса. Одна пластина — в «натуральном» виде, другая облицована вибропоглотителем. Тут же висел дере­вянный молоток.

Заказчику предлагалось стукнуть последователь­но по обеим пластинам. Удар по первой пластине—• в воздухе разливается «малиновый звон», не хуже ростовских и суздальских колоколов. Теперь ударя­ем по пластине с вибропоглотителем (со стороны не­покрытого металла). Что это? Как будто бьют по ли­сту дерева или толстого картона. Введенное в конст*

Опубликовано в «Бюллетене изобретений», 1959, № 7,


рукцию трение «спилило» гребенку резонансов конст­рукции. И шумомер показывает уровень шума на 10—15 единиц меньше (об этих единицах — децибе­лах и фонах'—мы еще поговорим во второй части книги).

Простой опыт убеждал больше, чем расчеты^ тон­кие лабораторные исследования, прогнозы. Моряки и судостроители стали склоняться к применению средств вибродемпфирования в судостроении.

Через несколько лет, в начале 50-х годов, в ино­странной печати начали появляться первые публика­ции по вибродемпфированию. Насколько помнится, это были статьи Минке, Шш-Иттербека о глушении шума бетономешалок и камнедробилок с помощью демпфирующих слоев. Весьма эффективные синтети­ческие вибропоглощающие покрытия были созданы Оберстом (ФРГ).

На III Международном конгрессе по акустике, проходившем в сентябре 1959 года в Штутгарте (ФРГ), внимание участников привлекло объявление, в котором предлагалось записываться -на экскурсию

Советская делегация совершает поездку на первом виброзвуко-^глушенном поезде (III Международный конгресс по акустике, Штутгарт, 1959).


из Штутгарта в Мюнхен на специальном виброзвукоза-глушенном поезде, в кото­ром были широко примене­ны вибродемпфирующие по­крытия.

Малошумные шестерни с зубьями из текстолита.

Да, поезд был заглушен хорошо. В вагонах можно было разговаривать вполго­лоса. Автор этих строк смотрел на проносившиеся мимо поля цветущей- Бава­рии, и в памяти всплывали лица суровых судовых за­казчиков, десять лет назад недоверчиво рассматривав­ших в лаборатории первые вибродемпфирующие. по­крытия для металлических конструкций. В соседнем вагоне ехали американец Кервин, немцы Хекль и Куртце, советский ученый Б. Тартаковский, сделав­шие накануне на Конгрессе доклады о вибропогло-щающих покрытиях. Впоследствии ряд вопросов тео­рии вибропоглощения разработал А. Никифоров.

В наше время вибропоглощающнс покрытия при­меняются в транспортных средствах и в машинах исключительно широко. Уже на одном из голланд­ских пассажирских судов постройки 1967 года вибро-поглощающими покрытиями было облицовано более 2000 кв. метров корпусных конструкций. Этот год с точки,зрения виброакустики был знаменателен тем, что в г. Лёвене (Бельгия) собрался первый Между­народный симпозиум по вибропоглощающим слоям и покрытиям.

Теперь вопросы вибропоглощения в конструкциях являются непременным предметом обсуждения на всех акустических конференциях, конгрессах, семина­рах, симпозиумах. И хоть растет энергонапряжен­ность машин и механизмов — главных источников раздражающей вибрации и шума — этим шумам уда­ется ставить заслон, в частности, в виде материалов и конструкций с весьма большим внутренним тре­нием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: