Последовательность рождения и ранние воспоминания

Интересно, что мы никогда не найдем двух детей, которые бы росли водинаковой ситуации, даже если они рождены в одной семье. Внутри одной семьисуществует совершенно особая атмосфера вокруг каждого ребенка. Так, печальноизвестны условия жизни первенца. Вначале первый ребенок -- единственный, ипоэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второгоребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему непо вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью,которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью егопрототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станетвзрослым. Случаи из практики показывают, что такие дети всегда болезненнопереживают свое ниспровержение. Еще одно внутрисемейное различие в обстановке вокруг детей -- эторазница в обращении с мальчиками и девочками. Довольно типична ситуация,когда Мальчики ценятся и превозносятся, а с девочками обращаются так, какбудто они ни на что не годны. Естественно их жизнь будут сопровождать вечныесомнения и колебания, ибо они не смогут избавиться от впечатления, чтотолько мужчины действительно способны что-то сделать. Положение второго ребенка также весьма своеобразно и неповторимо. Таккак у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуацияразительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняетсвоего лидера, и если разобраться в причине такого положения вещей, можнообнаружить, что старшего ребенка попросту раздражает наличие соперника, иэто раздражение в конце концов отражается на его положении в семье. Старшийребенок начитает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он всебольше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценитьвторого ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставленлидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будутотражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре онбунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды.Яркое тому подтверждение -- история Иосифа, который захотел превзойти всех.Тот же факт, что в его отсутствие, многие годы спустя после того, как онпокинул дом, в семье родился младший брат, не повлияло на ситуацию. Егоположением было положение младшего ребенка. Подобные описания мыобнаруживаем в сказках, где младшему ребенку отведена главная роль. Мы можемувидеть, что все эти качества возникают в раннем детстве и остаютсянеизменными до тех пор, пока индивиду не удастся достичь глубины в пониманиисамого себя. С тем, чтобы переориентировать ребенка, необходимо помочь емупонять, что же с ним произошло в раннем детстве. Необходимо также, чтобы онпонял, что в его прототипе есть ошибка, которая влияет на все ситуации егожизни. Важным способом познания прототипа, а следовательно, сути человекаявляется изучение его ранних воспоминаний. Все наши знания и наблюденияприводят нас к выводу, что наши воспоминания принадлежат прототипу. Пояснитьэту мысль можно следующим образом. Возьмем в качестве примера ребенкапервого типа -- с поврежденным органом: болезнью желудка. Его воспоминания очем-то виденном или слышанном, по всей вероятности, всегда каким-либообразом будут касаться еды. То же самое можно сказать и о ребенке левше: этаего особенность также будет влиять на его точку зрения. Человек можетрассказать вам о своей матери, которая баловала его, или о рождении младшегоребенка, о том, как его бил вспыльчивый отец, или о тех обидах, какие емупришлось перенести в школе. Все свидетельства такого рода очень ценны, еслитолько мы владеем искусством чтения их смысла. Искусство понимания ранних воспоминаний заключает в себе высшую степеньэмпатии, способность идентифицировать себя с ребенком в его детскойситуации. Только благодаря такой эмпатии мы сможем понять, какое важноезначение в его жизни имеет появление в семье младшего ребенка или какоевпечатление оставляет в его сознании жестокое обращение со сторонывспыльчивого отца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: