Кем и кем

Екатерина ... ... ... Кабаниха ... ... ...

Некоторые исследователи и практики театра дали следующее определение выразителям: темы - исходные предлагаемые обстоятельства; идеи - ведущие предлагаемые обстоятельства. Суть не в определениях, они могут быть совершенно разными, а в том, как «исходные» и «ведущие» предлагаемые обстоятельства взаимоотносятся и взаимовлияют на организацию действия. Как мы уже отмечали выше, большая часть экспозиции, т.е. начала пьесы, посвящается описанию среды, в которой будет разворачиваться действие пьесы; это место «темы» - исходные предлагаемые обстоятельства. Толчком для их проявления служит «исходное событие» (например, письмо, которое получил Городничий). Но подспудно зреют иные тенденции - ведущие предлагаемые обстоятельства - носители «идеи». Их вызывает к жизни и проявляет «основное событие», в котором происходит столкновение этих двух сил.

Так зарождается борьба, основной конфликт пьесы, который постоянно набирает силу и приобретает свое максимальное выражение в кульминации, или «центральном событии». Оно решает весь ход борьбы в ту или иную пользу: одна сторона терпит поражение, и все действие пьесы стремительно движется к развязке. В «финальном событии» происходит окончание этой борьбы. Затем следует эпилог, или «главное событие», которое подводит уже не действенную (как «финальное»), а смысловую черту, итог под всем содержанием пьесы. Это некое резюме, в котором автор выражает все недосказанное или подводит к некой сумме смысла, необходимого в данном произведении. Как правило, это место, где в «полный голос» звучит «идея», например, «бунт Тихона против Кабанихи в «Грозе»; примирение кланов Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте» и т.д. На наш взгляд так выражаются в действии и проявляются в композиции «тема» и «идея». Это отношение можно отразить графически следующим образом:

 
 


При анализе этих выразителей «темы» и «идеи» (исходных и ведущих предлагаемые обстоятельства) необходимо тщательно изучать не только содержание пьесы, но и ее «окружение». Под этим мы подразумеваем:

1. Изучение эпохи, в которой писалась пьеса. Исторический, политический и социальный контекст. Как это отразилось (или не отразилось) в произведении.

2. Художественный стиль в искусстве, который господствовал в момент написания пьесы, и в какой манере творил автор. Насколько это оказало влияние на идейно-тематическое содержание произведения.

3. Личная жизнь автора в момент написания пьесы. Какие личные «радости» или «трагедии», нашли отражение в произведении.

Рекомендуемая литература:

1. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991.

2. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980.

3. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978.

* * *



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: