| А опаздывает на работу. Б делает ему выговор. А не соглашается. А и Б ссорятся. Б выгоняетА. | В оканчивает школу. В сдает экзамены. В поступает в институт. |
2. Можно несколько изменить ход событий, например:
| А и Б ссорятся, т.к. Б делает Авыговор за то, что А опаздывает на работу. А не соглашается. Б выгоняетА. | В сдает экзамены. В оканчивает школу. В поступает в институт. |
Можно начать с финала, т.е. использовать кольцевую композицию.
| Б выгоняетАза то, что А опаздывает на работу. Б делает ему выговор. А не соглашается. А и Б ссорятся. | В поступает в институт. В сдает экзамены. В оканчивает школу. |
В литературе все эти схемы изложения можно применять практически в любом жанре. Например, в форме писем (письма) или же дневника и т.д., можно излагать и по схемам 1, 2 и 3. Но в драме мы можем излагать, как правило, линейно, по схеме 1. Некоторые драматурги, да и режиссеры, применяют прием «ретроспективы» или «воспоминаний», меняя тем самым композицию. Как мы видим, форма и композиция изложения, с одной стороны, совершенно самостоятельные категории. При одной и той же форме можно использовать различные способы изложения и, наоборот, в одном способе изложения использовать различные формы.
Завершим же наш процесс создания пьесы про А и Б и пьесы про В выделяя из всех событий этих историй наиболее значимые происшествия, т.е. разобьем эти истории на акты по предполагаемому объему сценического времени и действию. Можно получить следующие схемы:
| 1а. | 1b. | |
| 1-й акт – Опоздание. 2 – Наказание. 3 – Ссора. 4 – Увольнение. | 1-й акт – Окончание школы. 2 – Сдача экзаменов. 3 – Поступление в институт. |
А. 2b.
| 1-й акт – Опоздание. 2 – Наказание. Ссора. 3 - Увольнение. | 1-й акт – Окончание школы. Сдача экзаменов. 2 – Поступление в институт. |
А. 3b.
| 1-й акт – Опоздание. Наказание. 2 – Ссора. Увольнение. | 1-й акт – Окончание школы. 2 – Сдача экзаменов. Поступление в институт. |
А. 4b.
| 1-й акт – Опоздание. 2 – Наказание. Ссора. Увольнение. | 1-й акт – Окончание школы. Сдача экзаменов. Поступление в институт. |
Таких моделей может быть бесконечное число (ну или почти бесконечное). Можно еще разбить на сцены, действия и явления в зависимости от важности и первостепенности того или иного события. Естественно, что для определенного объема событий существует и определенный драматургический объем. Наши же рассказы, естественно, не растянуть на многоактные пьесы, скорее, это этюды или одноактные пьесы.






