С развитием драматургии первоначальное деление на середину, начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Каждый элемент структуры имеет свое функциональное назначение. Но подобная схема закрепилась не сразу, в принципе, споры по названию и количеству элементов продолжаются до настоящего времени.
В 1863 г. Фрейтагпредложил следующую схему драматической структуры:
1. Вступление (экспозиция).
2. Возбуждающий момент (завязка).
3. Повышение (восходящие движение действия от возбуждающего момента, то есть от завязки к кульминации).
4. Кульминационный пункт.
5. Трагический момент.
6. Нисходящее действие (поворот к катастрофе).
7. Момент последнего напряжения (перед катастрофой).
8. Катастрофа.
Конечно, некоторые моменты в этой схеме спорны, тем не менее это наиболее интересная схема в разработке понятия структуры композиции. В нашей стране Фрейтагбыл незаслуженно забыт, из-за того, что были превратно поняты критические замечания Станиславского по поводу того, что применение подобной концепции иссушает творчество. Это справедливое замечание, но замечание актера, а не теоретика театра. Были еще несколько схем драматической структуры, мы отметим лишь наиболее интересные.
|
|
В конечном итоге все авторы сходятся на структуре триады, лежащей в основе драматургической композиции. Здесь, на наш взгляд, не может быть «универсальной» схемы, так как это творчество, а его законы во многом остаются для нас тайной. Так или иначе, если мы попытаемся свести все эти схемы воедино, то структуру драматического произведения можно выразить следующим образом:
результат борьбы
начало борьбы
ход борьбы
Из этой схемы мы видим, что начало борьбы раскрывается в экспозиции и завязке основного конфликта. Эта борьба реализуется через конкретные поступки (перипетии, по выражению Аристотеля) и составляет общее движение от начала конфликта к его разрешению. Кульминация – высшее напряжение в действии. Результат же борьбы показывается в развязке и финале пьесы.