Международно-правовое регулирование конкуренции и монополии: общая характеристика

Международно-правовое регулирование конкуренции происходит в рамках универсальных и региональных международных организаций, а также посредством различных, не связанных с созданием международных организаций международных соглашений между государствами, конкурентными ведомствами государств и иными субъектами международного права.

Исторически первый международно-правовой акт в области конкурентной политики появился в сфере противодействия недобросовестной конкуренции. Этим актом стала Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности, которая явилась, по мнению ученых, сильным импульсом для формирования законодательств европейских стран, направленного на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Около 200 стран (в их числе все европейские) на сегодняшний день выполняют это старейшее международное соглашение. В Конвенции отмечается, что все страны – члены Парижского союза обязаны противодействовать недобросовестной конкуренции.

Первым правовым актом, установившим международные правила конкуренции, стала Гаванская хартия 1948 г. Таким образом, первые международные правила конкуренции были приняты спустя всего несколько лет после создания ООН, что говорит о приоритетном внимании международного сообщества к вопросам организации и регулирования конкурентных отношений участников международной торговли. Гаванская хартия 1948 г. – это иное название Заключительного акта и соответствующих документов, принятых на Конференции ООН по торговле и занятости.

Универсальные международные организации – это те, в которые входят государства-члены всего мира, удовлетворяющие условиям и принимающие на себя обязательства организации, а региональные или локальные международные организации – это организации, включающие страны какого-либо региона мира.

ВТО – универсальная международная организация, поскольку объединяет государства различных регионов мира, принимающие на себя обязательства этой организации.

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития. Уже в 1967 г. ОЭСР году были изданы рекомендации для стран-членов по юридическим и административным правилам контроля за ограничительной деловой практикой.

МКС – Международная конкурентная сеть. Это универсальная международная площадка взаимодействия конкурентных ведомств, в том числе и по вопросам антимонопольной политики. Она представляет собой объединение антимонопольных органов разных стран мира, ориентированное на реализацию отдельных проектов, действующее на основе консенсуса, нацеленное на усовершенствование правоприменительной практики, а также на выработку предложений по реальной конвергенции в процедурных вопросах для достижения лучших практических результатов.

Некоторые вопросы конкуренции на международном уровне становились предметом обсуждения в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Так, в 1994 г. на 27-й сессии этой Комиссии был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», содержащий, в частности, нормы проконкурентного характера в сфере закупок.

Региональные (локальные) международные организации, осуществляющие международное конкурентное регулирование

Важной вехой в развитии международного регулирования конкуренции и монополии стало создание Европейских экономических сообществ (ЕЭС) и Общего рынка европейских государств в 50-х годах, а затем и Европейского союза (ЕС) в 1991 г., обеспечившего более тесную экономическую интеграцию членов европейского Общего рынка. Важно отметить, что проконкурентные нормы и антимонопольное регулирование воспринимались как необходимое условие и неотъемлемая часть правового регулирования экономических отношений в единой Европе.

Помимо ЕС возникают иные опыты наднационального регионального экономического и политического сотрудничества государств, в том числе в сфере правового регулирования конкуренции и монополии, в частности в рамках таких региональных союзов и соглашений государств, как СНГ, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР.

Международно-правовое регулирование конкурентных отношений международными соглашениями многостороннего и двустороннего характера, не связанными с созданием международных организаций

Наряду с деятельностью универсальных и локальных международных организаций в области конкуренции важным элементом международно-правового регулирования конкуренции является практика заключения двусторонних и многосторонних соглашений между государствами и иным субъектами международного права, не связанных с созданием международных организаций.

Среди международных договоров, в рамках которых осуществляется международное регулирование различных вопросов конкурентной политики, в зависимости от субъектов, их заключающих, можно выделить такие группы договоров, как

- межгосударственные, заключаемые главами государств,

Соглашение о торговых отношения между СССР и США (Вашингтон, 1990 г.)[36], в котором среди вопросов торговых отношений между двумя странами оговариваются вопросы конкурентных отношений, в частности вопросы противодействия недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;

- межправительственные, заключаемые от имени правительств государств,

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политике (Пекин, 1996 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области антимонопольной политики (София, 1995 г.) и др.

- межведомственные, заключаемые отдельными государственными ведомствами по вопросам их компетенции,

Меморандум о сотрудничестве в области конкурентной политики между Межгосударственным советом по антимонопольной политике, Советом по конкуренции Республики Латвия, Советом по конкуренции Румынии и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (Санкт-Петербург, 2003 г.);

Соглашение об углублении интеграции в области антимонопольной политики и защиты прав потребителей между антимонопольными ведомствами России, Беларуси, Казахстана, Киргизии (Алма-Ата, 1996 г.) и др.

- соглашения с участием иных субъектов международного права, например, международными экономическими организациями или квазигосударственными образованиями.

Кроме того, между конкурентными ведомствами разных стран на двустороннем и многостороннем уровнях могут проводиться различные семинары, встречи, конференции. Также, взаимодействие конкурентных ведомств стран мира осуществляется и в рамках международной межведомственной организации (конференции) – МКС – международная конкурентная сеть.

В завершение следует отметить, что в сфере международно-правового противодействия недобросовестной конкуренции наряду с международными договорами важное значение имеют также различные международные обычаи делового оборота, международные этические кодексы предпринимательской деятельности, деловые обычаи и обыкновения предпринимательства, принятые и признаваемые предпринимателями разных стран в международном деловом обороте в различных сферах предпринимательской деятельности. Напомним, что противоправность недобросовестной конкуренции определяется не только законодательством, но также и деловыми обычаями, этическими предпринимательскими стандартами, требованиями разумности и справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: